Китайские авиакомпании переманивают пилотов у иностранных конкурентов и скупают школы для подготовки летчиков, что в перспективе может привести к острой нехватке квалифицированных кадров в мировой авиационной отрасли, пишет Интерфакс-Украина со ссылкой на Financial Times.

"Авиаперевозки в Китае испытывают беспрецедентный рост, при этом количество заказанных самолетов превышает число пилотов, которые могут на них летать", - говорит юрист Пол Джебели, работающий в Гонконге и специализирующийся на авиационной отрасли.

По оценкам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), к 2022 году Китай обгонит США по числу перевозимых пассажиров. В прошлом году показатель вырос на 13%, до 549 млн человек. Это в два раза больше, чем в 2010 году.

В ближайшие два десятилетия китайским авиакомпаниям понадобятся 7 тыс. новых самолетов и 110 тыс. новых пилотов, прогнозируют эксперты Boeing Inc.

"Мы испытываем небольшую нехватку пилотов", - говорит CEO авиакомпании Emirates Тим Кларк. По его словам, отчасти это вызвано тем, что авиаперевозчики из КНР предлагают иностранным пилотам крайне привлекательные финансовые условия, если они согласятся переехать в Пекин или Шанхай.

Средняя стартовая зарплата иностранных пилотов в Китае за последние 10 лет подскочила с 10 тыc. до 26 тыс. долл. в месяц, при этом они освобождены от уплаты налогов, отмечает Дейв Росс, глава рекрутинговой компании Wasinc International. Это примерно вдвое больше, чем получают пилоты на Западе, и в четыре раза выше зарплат летчиков в Латинской Америке и в отдельных европейских странах.

Помимо найма иностранных пилотов, Китай инвестирует в зарубежные школы для их подготовки. В самой КНР число таких школ небольшое - всего 22, к тому же, в стране действуют жесткие ограничения на использование воздушного пространства, сто также накладывает отпечаток на возможность обучения кадров.

В прошлом году число китайцев, обучавшихся на пилотов, составляло чуть более 5 тыс. человек, причем половина из них проходили обучение за рубежом - главным образом в Австралии, США и Канаде.

"Примерно половина наших студентов - из Китая, - говорит Майк Дринколл, управляющий директор компании CAE Oxford, которой принадлежат свыше 50 летных училищ по всему миру. - Благодаря этому у нас есть возможность инвестировать в школу и покупку новых самолетов".

В 2014 году китайская авиакомпания China Eastern приобрела 50% австралийского подразделения CAE. В подразделении проходят подготовку 150 пилотов, и после расширения, на которое было выделено 50 млн долл., это число планируется увеличить вдвое.

Авиакомпании из других стран региона справляются с нехваткой кадров, нанимая пилотов из числа военных и переманивая их у конкурентов. Однако глава Qantas Алан Джойс отмечает, что долго так продолжаться не может. В связи с этим Qantas в следующем году планирует открыть крупнейшее летное училище в Австралии, где ежегодно могут проходить обучение до 500 пилотов. При этом училище будет принимать и иностранных граждан, включая китайцев.

Ранее ЦТС писал о том, что руководство крупнейшей иранской авиакомпании Iran Air приняло решение об открытии вакансий пилотов для женщин.