Верховная Рада приняла за основу законопроект №2712 о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Украины для содействия развитию судоходства в стране. За такое решение проголосовали 234 депутата при 226 необходимых.
Проект разработан для внедрения господдержки развития судоходства, что должно привести к росту тоннажа морского флота под флагом Украины, привлечению инвестиционного капитала в судоходный бизнес, а также в целом содействовать улучшению инвестклимата в Украине.
Украина приняла Кодекс торгового мореплавания в 1995 году и, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, некоторые нормы уже устарели. Так, исходя из статьи 32 Кодекса, право плавания под государственным флагом Украины имеет судно, которое является госсобственностью, принадлежит гражданину Украины или юрлицу, которое на 100% принадлежит резидентам Украины. Статьей 131 Кодекса установлено ограничение об осуществлении каботажных перевозок судами под иностранным флагом - это можно делать только при условии разрешения от Мининфраструктуры.
"Действующие нормы создают серьезный барьер не только для привлечения иностранных инвесторов на рынок отечественного судоходства, но и для украинских судовладельцев, которые часто в процессе осуществления хозяйственной деятельности заинтересованы в полном или частичном привлечении иностранных партнеров", - говорится в пояснительной записке.
С каждым годом количество судов под флагом Украины сокращается. Согласно данным пояснительной записки, в 1991 году под украинским флагом было 375 судов дедвейтом 5 тыс. тонн и более, в 2000 году - 155, в 2005 году - 91, в 2008 году - 75, в 2012 году - 60, а в 2014 - 46 судов. При этом под иностранными флагами работают более 200 средних и крупных судов, принадлежащих украинским компаниям.