Российские железные дороги (РЖД) могли бы в нынешнем году сэкономить дополнительно 95-130 миллиардов рублей (1,5-2 млрд долларов). К такому выводу пришли эксперты Deloitte, проанализировав по заказу Минэкономразвития РФ возможность оптимизации расходов монополии, передает lenta.ru со ссылкой на Ведомости.
В частности, в Deloitte выяснили, что РЖД не экономит на закупках. Заказы выставляются крупными лотами, и на 100 крупнейших лотов приходится две трети бюджета.
Средний размер скидки по контрактам составляет 1,8%, что является худшим показателем среди крупнейших госкомпаний. В исследовании отмечается, что "нерыночный характер отношений между заказчиками в РЖД и претендентами на госзаказ прослеживается как на стадии подготовки конкурсной документации, так и на этапе конкурсного отбора".
По мнению Deloitte, в компании раздут управленческий персонал. Его доля составляет 35%, тогда как в 2003 году было 26,5%. Сокращение персонала на 4 процентных пункта (около 35 тыс. человек) помогло бы РЖД сберечь 25-60 млрд рублей, говорится в исследовании.
Кроме того, более 35 млрд рублей можно сэкономить за счет ревизии масштабных проектов - строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва-Казань, модернизации БАМа и Транссиба, развития инфраструктуры на подходе к портам Азово-Черноморского бассейна. В частности, проект ВСМ эксперты называют заведомо убыточным. Они сомневаются, что пассажиропоток вырастет до 10 млн человек в год. Но если это и произойдет, инфраструктурная составляющая билета превысит 3,3 тыс. рублей (52 доллара), что дороже авиаперелета на 10-20%.
Deloitte также предлагает отказаться от покупки пассажирских поездов "Ласточка". В 2016-2018 годах РЖД планирует приобрести 60 таких составов за 49 млрд рублей (768 млн долларов).
Исследование проводилось в декабре прошлого года, однако в сентябре Deloitte актуализировала расчеты и представила их комитету по стратегии при совете директоров РЖД.
Читайте также РЖД вместо строительства скоростной ж/д Москва-Казань постоянно отодвигает проект в будущее