РЖД вводит максимальный повышающий коэффициент в 13,4% к тарифу на импорт грузов из Украины. Российские эксперты считают, что это скажется в основном на украинском щебне, который пока еще конкурирует с карельским и уральским, несмотря на введение в прошлом году лицензирования поставщиков. Об этом пишет Коммерсантъ.

Решение правления РЖД о надбавке к тарифу касается перевозок через сухопутные погранпереходы Московской и Юго-Восточной железных дорог.

Надбавка вступит в силу через 30 дней с момента публикации (протокол в корпоративном издании РЖД датирован 11 ноября). Это максимальная надбавка, предусмотренная "тарифным коридором": монополия имеет право повышать тариф до 13,4% или давать скидку до 25%. В РЖД пояснили, что решение принято "в целях рационального распределения грузопотоков в западной части сети железных дорог". Объемы и типы перевозимых по этим направлениям грузов в компании не раскрыли.

Собеседник издания, близкий к Мининфраструктуры Украины, говорит, что решение о надбавке к тарифу коснется грузоперевозок через погранпереходы Харьковской, Сумской, Черниговской областей, но не перевозок с территорий ДНР и ЛНР. Он расценил это как "антиукраинскую политику" и напомнил, что Россия запретила с 2016 года автомобильный транзит украинских грузов в Казахстан и Киргизию, из-за чего Украина понесла потери в 400 млн долларов. По его словам, из-за действий РФ сокращение экспорта украинских товаров на рынки Центральной и Средней Азии и Кавказа в первом полугодии составило 35,1%. Решения РФ по сокращению украинских грузоперевозок формируют потери ВВП Украины более чем на 0,3%, заключает источник.

По мнению российских экспертов, новая надбавка затронет в основном строительную отрасль. Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров говорит, что объем импорта по данным направлениям в РФ - 0,6-0,8 млн тонн в месяц, из них 85-90% - строительные грузы, 6-9% - металлургические. По его расчетам, эта надбавка может принести дополнительный доход РЖД в 25-35 млн рублей (393-550 тыс. долларов) в месяц. Гендиректор Института исследования проблем ж/д транспорта Павел Иванкин подсчитал, что после введения надбавки тарифы на перевозки украинского щебня будут по уровню транспортной составляющей выше, чем на перевозки щебня из Карелии или с Урала (по этим направлениям до 90% грузопотока составляли нерудные ископаемые).