Менеджмент РЖД во главе с ее президентом Олегом Белозеровым готов пойти на уступки частному бизнесу и внедрить в России рынок локомотивной тяги. Бывший президент РЖД Владимир Якунин был категорически против такого шага, мотивируя это рисками потери значительных доходов железнодорожной госкомпанией - частники заберут высокодоходные грузы и выгодные направления и сбросят РЖД все остальное. Об этом пишут Ведомости.
Сейчас РЖД направила в Минэкономразвития РФ поправки к целевой модели рынка грузовых перевозок, где предложила выделить перевозочный (локомотивы) и инфраструктурный (пути следования и вокзалы) бизнесы в отдельные единицы. А через пять лет рассмотреть возможность вывести первый в дочернюю структуру и присоединить к ней оператора железнодорожных вагонов, то есть Федеральную грузовую компанию.
При этом РЖД допускает даже продажу миноритарного пакета в получившейся компании. Но считает, что для этого надо выполнить ряд условий. В частности, разработать систему ценообразования отдельно для инфраструктурной и перевозочной деятельности на железнодорожном транспорте. Необходимо также определиться с моделью перевозочной деятельности - монополия или рынок.
Читайте также В России готовятся сменить президента РЖД
Предложение РЖД - альтернатива прошлогодней идее властей, когда предлагалось создать отдельные анклавы на сети, в которых все перевозки отдать частным компаниям. Чиновники тогда объясняли, что хотят посмотреть, как частники могут организовать такую деятельность. РЖД выступает за проведение экспериментов только после 2021 года. А пока намерена арендовать у операторов имеющиеся у них локомотивы. Так, у Globaltrans есть 75 тепловозов, у "Нефтетранссервиса" - 54 тепловоза, у "Трансойла" - 36 тепловозов и 3 электровоза.
Мнение экспертов разошлось. Гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров скептически настроен к промедлению РЖД, которая допускает возможность реализации даже "пилотных проектов" по созданию локальных перевозчиков не ранее чем через пять лет и только при условии "недостаточного повышения эффективности железнодорожной отрасли". Это практически равносильно тому, что рынка не будет, считает эксперт. В свою очередь гендиректор Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин отмечает, что отсрочка либерализации хотя и закрывает окно возможностей для крупных холдингов по переводу внутрикорпоративной логистики на собственную локомотивную тягу, но в случае неграмотного широкомасштабного эксперимента пострадавших будет намного больше. А сейчас нет ни законодательства, ни полноценной модели реализации проекта, отмечат Иванкин.