Мининфраструктуры подозревает, что ГП "Администрация морских портов Украины" в рамках внедрения Информсистемы портового сообщества (ИСПС) могло провести коррупционную сделку по передаче большого массива информации с ограниченным доступом в пользование третьих лиц, которые зарабатывают на этом. Об этом сообщил заместитель министра инфраструктуры Юрий Лавренюк.

"Недавно была обнаружена еще одна возможная коррупционная составляющая в деятельности ГП "АМПУ". Так, внедрение Информационной системы портового сообщества (далее ИСПС) происходило при совершении возможных коррупционных действий со стороны отдельных руководителей ГП "АМПУ" в разрезе того, что прикрываясь внедрением новейших информационных систем, которые направлены на снижение коррупционных рисков при предоставлении таможенно-брокерских и других услуг, в частные руки был передан очень большой объем информации с ограниченным доступом, который частные владельцы в дальнейшем могут использовать по своему усмотрению, зарабатывая при этом миллионные состояния", - написал Лавренюк на своей странице в Facebook.

Он сообщил, что для внедрения ИСПС было создано специальное коммерческое предприятие ООО "ППЛ 33-35", которое без согласия субъектов хозяйствования произвольно устанавливало цены на услуги доступа к ИСПС. "Данное общество, получив полную монополию на внедрение и функционирование ИСПС в 2015 году, завысило тарифы за единицу измерения - контейнер, сразу же в два раза. К настоящему времени, ООО "ППЛ 33-35" не предоставило никаких объяснений, почему плата взимается именно за контейнер, а не за документ, который подается для обработки", - отмечает Лавренюк.

При этом, по его словам, те субъекты хозяйствования, которые не соглашаются платить вдвое больше, сразу же получают сообщение от Центра обработки данных (ЦОД) об отключении их от доступа к ИСПС. АМПУ не предоставляет никаких документов, которые бы подтверждали право ЦОД совершать такие действия. Получить же доступ к ИСПС каким-либо другим путем невозможно.

"Руководство АМПУ создало все условия, которые позволяют альтернативно и бесплатно вводить данные в ИСПС, но делают невозможным эффективное использование. Невозможно даже узнать об оформлении таможней в пункте пропуска квитанции формы МД-1 и ее реквизиты, что делает доступ к ИСПС необходимым для обращающегося для своевременного оформления грузов в морских портах при осуществлении своей хозяйственной деятельности", - пишет Лавренюк.

Он также сообщил, что в прошлом году программное обеспечение ИСПС должно было перейти в государственную собственность, но этого не произошло в связи с тем, что ООО "ППЛ 33-35" выставило счет в размере 100 млн гривен. На сегодня "ППЛ 33-35" остается полноценным единственным владельцем и распорядителем программного обеспечения ИСПС и всей информации информационных систем.

Лавренюк также сообщает, что факт наличия коррупционной составляющей в деятельности АМПУ по внедрению и функционированию ИСПС подтвердил антикоррупционный комитет Верховной Рады Украины. Отдельные руководители АМПУ отстаивают позицию, что государство не должно вмешиваться в деятельность ООО, так как услуги доступа к ИСПС оказываются по свободным тарифам, добавил замминистра.