Речной флот продолжает сокращаться, а темпы строительства не соответствуют требованиям отрасли. К 2020 году потребность в новых грузовых судах вырастет до 200 единиц и в пассажирских - до 40 единиц. Такие данные приводит Федеральное агентство морского и речного транспорта, передает РЖД-Партнер.
По данным Росморречфлота, только в 2015 году количество судов уменьшилось на 386 единиц, из них на 31 ед. снизилось количество пассажирских и грузопассажирских судов, на 81 ед. – самоходных сухогрузных и наливных, на 179 ед. – буксирных и на 95 ед. – несамоходных сухогрузных и наливных. При этом с 2012 по 2014 год было построено 119 речных, а также речных служебно-вспомогательных и судов класса "река-море". В настоящее время на судоверфях России идет строительство 12 пассажирских судов, а также 16 барж, 15 танкеров, 3 сухогрузов, 9 дноуглубительных, 11 обстановочных и 2 буксирных судов.
Участники рынка считают, что для строительства новых судов необходима государственная финансовая поддержка. В частности, Федеральное агентство по туризму для развития речных круизов предлагает продлить действие постановления правительства РФ по предоставлению субсидий на возмещение части затрат на кредиты, полученные на закупку гражданских судов. Также среди предложенных мер - введение утилизационного гранта с целью субсидирования судоходных компаний на возмещение части затрат на строительство новых судов (взамен сданных на утилизацию). Кроме того, Ростуризм считает необходимым введение капитализационного гранта с целью возмещения государством не менее 50% стоимости судна судостроительному заводу или лизинговой компании.