Крупные и средние предприятия транспортно-логистического сектора Казахстана критически увеличивают свою долговую нагрузку и потери. За 2015 год данный сегмент экономики получил чистый убыток в размере 1,5 трлн тенге (4,45 млрд долларов), сообщает finprom.kz. Для оплаты своей кредиторской задолженности участникам рынка потребуется как минимум 13 лет. Годом ранее у участников рынка было 283 млрд тенге совокупной прибыли.
В 2015 году задолженность по обязательствам выросла вдвое (на 2,9 трлн тенге), продолжив тенденцию, начавшуюся в 2014 году, когда сумма совокупного долга увеличилась на 1,7 трлн тенге. В предыдущие годы, 2011-2013, ежегодный прирост показателя в среднем составлял 500 млрд тенге.
Усиление давления долговой нагрузки логистических предприятий при этом не сопровождается ростом дебиторской задолженности, т.е. оплату за свои услуги компании сектора получают без существенных задержек. За 2015 год сумма дебиторской задолженности выросла всего на 340 млрд тенге.
В результате уровень соотношения дебиторской к кредиторской задолженности снизился до минимума за последние 5 лет - 9%.
Наибольший вклад в прирост долговой нагрузки в секторе оказало увеличение обязательств по банковским кредитам. За год сумма долга по обязательствам перед банками выросла на 1,8 трлн тенге. В результате порядка 50% всей суммы кредиторской задолженности приходится на банковские кредиты. Определенное давление оказал также прирост суммы задолженности по другим кредитам на 486 млрд тенге. Совокупно долг по кредитам (в т.ч. банковским) формирует 73% всей задолженности сектора по обязательствам.
На этом фоне уровень оборачиваемости кредиторской задолженности крупных и средних транспортно-логистических предприятий резко ухудшился. В предыдущие 5 лет (2010-2014) срок погашения задолженности предприятий сектора не превышал 7 лет. Однако по итогам 2015 года уровень оборачиваемости удвоился - теперь для оплаты всех своих долгов перед банками, кредиторами, поставщиками, бюджетом и пр. участникам рынка потребуется как минимум 13 лет.