Бывший директор Департамента стратегического развития дорожного рынка и автоперевозок Мининфраструктуры Роман Хмиль (уволен на прошлой неделе) поделился LIGA.net своим мнением о том, почему не получается реализовать реформу в дорожной сфере. Основной лейтмотив - низкое качество политической элиты.

"Реформы нынешней политической элите были нужны лишь в качестве ширмы. Основная задача - оседлать денежные потоки и сберечь свое состояние. Почему так получилось? Мне кажется, потому, что после Майдана все слишком быстро успокоились и расселись по диванам наблюдать, что же будет дальше", - отметил Хмиль.

Он добавил, что для системных изменений нужно строить прореформаторские политические партии, которые сформируют большинство в парламенте и выберут соответствующее правительство. "Часть реформаторов, которая пыталась проводить изменения собственными силами, выдохлась и была вытеснена на обочину, поскольку мешала пчелам обогащаться и готовиться к следующим выборам. Другая часть, которая вдохновляла и поддерживала активистов, сидя на диване, разочаровалась и задумалась об эмиграции", - сетует Хмиль.

Читайте также "Укравтодор" оценил потери украинской экономики от плохих дорог

Он сообщил, что на содержание существующих дорог в нынешних ценах надо тратить ежегодно по 50 млрд гривен - при условии, что они в идеальном состоянии.

"Расчет прост. Капитальный срок службы - 10 лет, всего у нас 170 тысяч километров дорог государственного и местного значения. То есть каждый год надо ремонтировать по 17 тысяч километров. Раз в пять лет надо делать текущий средний ремонт (замена 3-5 см верхнего слоя асфальта). Это еще 17 тысяч километров в год среднего ремонта. Умножаем на себестоимость ремонта, выходим примерно на 50 млрд гривен", - рассказал Хмиль.

При этом, поскольку дороги не ремонтировались десять лет, сейчас нужно единоразово выделить около триллиона гривен на масштабный ремонт. В результате, за 5-10 лет удалось бы восстановить существующую сеть, а потом уже выделять по 50 млрд гривен в год на содержание дорог.

"Главное - эти деньги есть. Проблема в том, что сейчас их тратят не по назначению. Так, в прошлом году с собранных 40 миллиардов акцизов на дороги выделили только 4 миллиарда гривен из бюджета и еще 4-5 миллиарда гривен из других источников (кредиты и т.д.). В этом году будет 6,5 миллиарда гривен из бюджета и до 18 миллиардов гривен из других источников (виртуальные деньги)", - подытожил экс-глава дорожного департамента МИУ.

Читайте также Куратор реформы "Укравтодора" сообщил, где взять деньги на ремонт дорог

Напомним, в рамках автодорожной реформы предполагается, что дочерние предприятия ГАК "Автомобильные дороги Украины" - облавтодоры - перейдут в сферу управления госагентства "Укравтодор". Позднее оно и само будет переформатировано - региональные отделения отойдут под контроль областных властей вместе с соответствующим финансовым ресурсом. Однако в связи с провалом законопроектов в Раде автодорожная реформа в Украине фактически приостановилась.