Советник министра инфраструктуры Роман Хмиль, который скоро должен возглавить департамент стратегического развития дорог и автотранспорта Мининфраструктуры, рассказал в интервью ЛІГАБізнесІнформ об источниках, откуда могут прийти средства на ремонт дорог.

"По нашим данным, в этом году от взимания акциза на топливо будет собрано около 30-35 миллиардов гривен. Автодору выделено 20 миллиардов гривен. Из них 17 миллиардов уйдет на погашение кредитов. Оставшихся 3 миллиарда гривен хватит только на треть от необходимых работ по ямочному ремонту. Денег на средний и капитальный ремонт нет вообще", - отметил Хмиль.

По его словам, основная проблема сейчас состоит в том, что финансирование "Укравтодора" идет из общего фонда бюджета, по остаточному принципу. Планируется принять закон о государственном дорожном фонде и территориальных (областных) дорожных фондах. Поступаемые в фонды деньги будут тратиться исключительно на потребности дорожной отрасли, что станет одним из главных источников средств на ремонт.

Кроме того, сказал Хмиль, сегодня около 30-50% рынка нефтепродуктов находится в тени. Если легализовать эти потоки, то можно собирать еще около 35 млрд гривен.

Читайте также Капремонт украинских дорог госзначения требует полтриллиона гривен

"Третий источник - взимание платы с большегрузного транспорта. Это дискуссионный вопрос, поскольку перевозчики переложат эти затраты на потребителя, что отразится на розничной стоимости товаров. Но, если хотим дороги, нужно за это платить. Еще один источник - взимание штрафов за перегруз", - рассказал советник министра.

Как известно, с 1 января 2015 года в Украине введен 5-процентный налог на продажу топлива на АЗС для финансирования ремонта и эксплуатации местных дорог. "По нашим оценкам, за счет него будет собрано около 10 млрд гривен. 3 млрд гривен "Укравтодора" и 10 млрд гривен на местах - это существенные деньги, на которые можно провести качественный ремонт и содержание дорог", - отметил Хмиль. Он ответил утвердительно на уточняющий вопрос о том, закрывает ли эта сумма полностью потребность в ямочном ремонте на этот год.

Вместе с тем местные власти начали тратить поступающие деньги на другие отрасли и, таким образом, дорожная отрасль снова лишается эксплуатационного ресурса.

"Местные власти расходуют его не по назначению (на ремонт школ, соцпрограммы и т.д.), поскольку порядка расходования этих средств пока нет. Может быть, и правильно потратить эти деньги на детский садик, но население должно знать, что финансирование местных дорог есть и они могут требовать у местной власти проведения ремонта. Сейчас отговорки мэра или сельского председателя о том, что деньги на ремонт дорог нужно требовать в Киеве, уже неактуальны. Просто люди об этом не знают", - резюмировал Хмиль.