Нефтедобыча в странах за пределами ОПЕК сокращается более быстрыми темпами, чем ожидалось, сами страны картеля стали вести себя более дисциплинированно, а поставки иранской нефти на мировой рынок пока не столь значительны, как можно было опасаться. Об этом, слушая заявления чиновников из Тегерана, написали в ежемесячном отчете эксперты Международного энергетического агентства (МЭА), пишут Ведомости.
Наблюдаются признаки того, что самые пессимистичные сценарии, ожидание которых привело к падению цен на нефть в начале этого года до 12-летнего минимума, могут не реализоваться. "Это, впрочем, не стоит воспринимать как однозначный признак того, что худшее позади, - говорится в докладе. - Тем не менее наблюдаются признаки того, что цены могли достичь дна и оттолкнуться от него".
Цена нефти Brent на торгах 20 января падала до 27,1 долларов за баррель. Американская WTI, несколько подорожав вместе с Brent в конце января, затем опускалась еще ниже из-за продолжавшегося увеличения запасов в США - до 26,05 долларов в ходе торгов 11 февраля. С тех пор обе марки выросли в цене примерно на 50% и на этой неделе стабилизировались на отметках 39-41,5 долларов (Brent) и 36-38,5 долларов (WTI).
Возвращение Ирана на мировой рынок пока не имеет столь драматических последствий, как опасались его участники. Представители Ирана заявляли о намерении увеличить добычу на 500 тыс. баррелей в день через полгода после отмены международных санкций. Пока, по данным МЭА, она выросла в феврале на 220 тыс. баррелей в день по сравнению с январем - до 3,22 млн баррелей. Экспорт же увеличился с 1,15 млн до 1,4 млн баррелей в день (до введения санкций в 2012 году Иран экспортировал около 2,2 млн баррелей). "Похоже, возвращение Ирана будет постепенным", - отмечают в МЭА.
До недавнего времени рынок отличался крайне высокой волатильностью (цена за день могла скакнуть на 10% как вверх, так и вниз), однако примерно со второй половины февраля дневные колебания существенно сократились. "Это четко говорит о том, что трейдеры начинают ожидать, что дно достигнуто", - говорит Анна-Луиза Хиттль, вице-президент по нефтяным исследованиям Wood Mackenzie.