Главный дорожник Украины Евгений Прусенко рассказал Сегодня, на чем он передвигается по нашим дорогам, как планирует избавиться от ям, где лучше ездить, чтобы не стать постоянным клиентом СТО и как "Укравтодор" готовится к предстоящей зиме

— Полгода назад вы возглавили "Укравтодор". Удалось ли улучшить работу ведомства и освоить выделенные на этот год деньги на строительство и "латание" дорожной инфраструктуры?

— За полгода-­год резко изменить к лучшему состояние дорог нереально. Летом на большинстве дорог сделан ямочный ремонт. Проблем с освоением денег нет, но, к сожалению, финансирование поступает не ритмично, и объем его недостаточен. Будем надеяться, что получим в этом году 15 млрд грн, которые предусмотрены в бюджете. Тогда к концу 2014 г. завершим строительство мостового перехода через Днепр в Запорожье, четвертую очередь объездной дороги вокруг Донецка, выход на Южный мост в Днепропетровске. Это плановые сроки. Также Кабмин принял подготовленную нами Госпрограмму развития автодорог на 2013—2018 гг. Она предполагает строительство и реконструкцию 1500 км дорог, проведение ремонта на 24 тыс. км дорог (речь идет о трассах, — Авт.). Финансирование на 6 лет составляет 214 млрд грн, это беспрецедентные объемы для Украины. Хотя надо признать, что в госбюджете предусмотрено лишь 133 млрд грн, остальное — кредиты и инвестиции на условиях государственно-частного партнерства. Проезд по дорогам, построенным с привлечением частных инвестиций, может быть платный, но только при условии, что рядом есть альтернативная бесплатная дорога. Либо инвестор в течение 15—20 лет ежегодно будет получать из госбюджета деньги за эксплуатационную готовность дороги, что позволит ему вернуть затраты и получить прибыль.

— Расскажите о предложенных "Укравтодором" концессионных проектах строительства дорог?

— Пока лишь готовим 6 проектов стоимостью около 91,2 млрд грн. Это строительство и эксплуатация таких участков: Краковец-­Львов-Броды-Ривне (протяженность — 258 км, стоимость работ — 13 млрд грн); от КПП "Щербаковка" на границе с Россией на Харьков и Новомосковск (209 км, 3,9 млрд грн); первая очередь Большой кольцевой дороги вокруг Киева от трассы Киев­-Знамянка до Киев­-Чернигов-­Новые Яриловичи с мостовым переходом через Днепр (74,6 км, 20,6 млрд грн); Ульяновка­-Николаев­-Херсон­-Красноперекопск­-Симферополь (533 км, 24,2 млрд грн); Одесса-­Рени на участке Одесса-Монаши (81 км, 8,125 млрд грн); Днепропетровск­-Запорожье-Мелитополь­-Джанкой-Симферополь (475 км, 21,4 млрд грн) (ожидается, что эти проекты будут реализованы до 2020 года, — Авт.).

— Сейчас "Укравтодор" отвечает лишь за дороги общего пользования, соединяющие населенные пункты Украины, общей протяженностью 170 тыс. км. А дыры на проезжей части и тротуарах улиц в городах и селах — на совести местных органов власти. Планировалось, что за 2013—2014 гг. дороги местного значения передадут на баланс регионов, в сфере управления вашего ведомства останется только 52 тыс. км главных автотрасс страны, что со временем должно сделать все дороги лучше. Как идет процесс передачи?

— Верховная Рада одобрила в первом чтении проект закона о реформировании госуправления дорожным хозяйством, готовится второе чтение. Я уверен, что закон будет до конца года принят, и с 1 января 117 тыс. км дорог передадут местным органам власти. Работы у них станет больше, но они все понимают, ведь и сегодня губернаторы занимаются дорогами. И потом, они получат соответствующее финансирование. Везде в Европе местными дорогами управляет местная власть. Не дело это — из Киева определять, между какими селами дорогу ремонтировать в первую очередь.

— У нас по бедности для улучшения качества дорог применяется ямочный ремонт. Почему при этом так часто нарушаются технологии — асфальт кладут под дождем, прямо в грязь, ясно же, что толку не будет? Неужели нельзя навести порядок, чтобы не выбрасывать на ветер государственные деньги?

— Начали наводить. Во Львовской области на трассе Киев-Чоп запускаем пилотный проект, суть которого в том, что подрядчик получит деньги не за количество залатанных ям, а за качество дороги, за конечный результат. Фирма берется обслуживать участок дороги несколько лет и ежемесячно получает оплату за то, чтобы на нем не было ям. Есть ямы — нет оплаты. Это позволяет исключить саму возможность нарушения технологии, заинтересовать подрядчика, чтобы он работал качественно, например, вовремя заливал битумом трещины на покрытии, дабы не перерастали в выбоины. Такая система организации производства коренным образом меняет психологию, а затраты бюджета не увеличиваются. Она действует в Великобритании, Финляндии, Прибалтике. 

— После отмены транспортного сбора в 2011 г. затраты на строительство и ремонт дорог включили в акцизный сбор на топливо, увеличив налог. С каждого литра топлива украинцы платят 2 гривны на дороги. Предполагалось, что деньги будут использоваться исключительно по назначению, а дороги станут лучше. Прошло два года, ситуация только усугубилась. В чем проблема?

— Деньги от акциза — основной источник доходов на содержание дорог. Попадают они в "Автодор" полностью или нет, — контролирует Миндоходов. Топливный акциз в Украине намного меньше, чем в евространах, поэтому средств от него на поддержание дорог в рабочем состоянии недостаточно. Тем не менее мы не разрабатывали, не разрабатываем и не будем разрабатывать без консультаций с общественностью изменений в Налоговый кодекс для повышения акциза.

— Не за горами зима, будут ли готовы службы "Укравтодора" к поддержанию дорог в проезжем состоянии, если будет гололедица, сильные снегопады?

— Не сомневаюсь. Уже заготовлено 926 тыс. т песка и 115 тыс. т технической соли, это 131% и 109% по сравнению с нормами. Из 6700 единиц техники готово более 6000, остальные пока задействованы на дорожных работах. Реорганизация не повлияет на обслуживание дорог, уже сейчас проводятся тендеры на обслуживание их участков зимой. Отработаны вопросы взаимодействия на случай чрезвычайного усложнения погодных условий с ГАИ, "Укрзализницей", Госслужбой ЧС, Минобороны.

— Как часто вы ездите по нашим дорогам, в том числе лично за рулем, какой у вас автомобиль, попадали ли в неприятные ситуации из-за повреждения колес, подвески в ямах на дорогах?

— Сам не вожу машину, но езжу очень много с водителем, недавно за двое суток намотали 2000 км по Украине. Своего автомобиля нет и не было, два служебных, оба 2006 г. выпуска, наездили по 600 тыс. км. По городу езжу на "Ауди А6", а в дальние командировки — на джипе "Тойота Лендкрузер". Бывало, что пробивали покрышки. Увы, большинство дорог, построенных 30—40 лет назад, отработали свой ресурс и еще несколько лет их придется поддерживать в проезжем состоянии за счет ямочного ремонта. Но по отремонтированным за последние 5 лет дорогам — это, например, Киев­-Чоп, Львов-Краковец, Львов-Рава­-Русская — можно проехать на любом автомобиле без риска пробить колесо или повредить подвеску. И таких трасс с каждым годом будет все больше.

Профессор дорожного дела

Имя: Евгений Прусенко

Родился: 3.11.1956 г. в Горловке, До­нец­кая обл.

По образованию инженер-дорожник, кандидат наук (1985 г.), профессор (2003 г.), заслуженный строитель Украины. В 1978 году закончил Горловский филиал Донецкого политехнического института по специальности "автомобильные дороги", закончил аспирантуру Харьковского автомобильно-дорожного института. Автор (и соавтор) 170 научных публикаций, 18 авторских свидетельств и патентов. В 2010—2012 годах занимал должность заместителя главы Государственной службы автомобильных дорог Украины. Женат, воспитывает дочь.