РФ запретила импорт подвижного состава украинских заводов, на которые приходится 80% украинского производства. Такое решение рикошетом бьет по российским железнодорожным операторам, однако для надзорных органов в данном случае важнее вопрос обеспечения безопасности движения.
Вагоны с украинскими комплектующими периодически отставляли от движения из-за обнаруженных дефектов. Но сейчас санкции коснулись продукции сразу трех производителей: госпредприятие Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте (РС ФЖТ) приостановило действие сертификатов на поставку в Россию вагонов "Азовобщемаша", "Днепровагонмаша" и Крюковского вагонзавода.
2 октября 2013 года были приостановлены сертификаты "Днепровагонмаша" на поставку в Россию полувагонов, вагонов для битума, цементовозов, зерновозов и вагонов-платформ, говорится на сайте РС ФЖТ. Через две недели – 15 октября – отозван сертификат на крытые вагоны, полувагоны и некоторые типы цистерн мариупольского "Азовобщемаша". Этот завод входит в холдинг "Азовмаш", который производит оборудование для металлургов и вагоны.
В конце сентября РС ФЖТ приостановил действие сертификатов на несколько типов вагонов Крюковского вагоностроительного завода. И хотя 23 октября сертификаты на восемь из них были восстановлены, под запретом по-прежнему остаются поставки в Россию полувагонов, цементовозов и крытых вагонов.
Напомним, по принятым в России правилам сертификаты на продукцию машиностроительных предприятий действуют в течение 1-3 лет. Отзыв или приостановка действия сертификата запрещает поставки до пересмотра решения.
Как пояснила начальник сектора разработки нормативной документации ФБУ Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте Любовь Пирогова, украинские вагоностроительные заводы нарушают технологию производства литья. Иными словами, выпускаемые изделия могут не соответствовать чертежу. И в этом основная причина. Дело даже не в качестве оборудования – на предприятиях могут быть установлены современные автоматизированные комплексы, однако проверки ультразвуковыми дефектоскопами, которые проводят в России, показывают, что вагоны "Азовобщемаша", "Днепровагонмаша" и Крюковского вагонзавода могут быть укомплектованы дефектным литьем, – пояснила Л. Пирогова. По ее словам, на заводах не всегда выявляют брак, а если обнаруживают его, то пытаются исправить вместо выбраковки. Например, трещины в металле заваривают, что в РФ считается недопустимым.
Проблема заключается в том, что в Украине пользуются внутренними стандартами, которые содержат более либеральные требования, чем в России. Между тем продукция, поступающая на сеть российских железных дорог, должна соответствовать стандартам, утвержденным ОАО "РЖД" и надзорными органами РФ. Это указывает на то, что, возможно, украинские машиностроители просто пытаются в погоне за прибылью любой ценой увеличить выпуск продукции, даже в ущерб качеству.
Такая политика ставит в сложное положение российского перевозчика. Как сообщили в ОАО "РЖД", у компании есть претензии к украинским вагонам по качеству литья: из-за этого слишком велики риски изломов крупногабаритных деталей, что сказывается на безопасности движения. Меры, принимаемые производителями и надзорными органами государственной власти по предупреждению изломов, как считают в "РЖД", не защищают инфраструктуру железнодорожного транспорта от рисков происшествий.
В свою очередь, сам перевозчик не имеет полномочий по запрету эксплуатации потенциально опасных грузовых вагонов. Тем не менее ОАО "РЖД" неоднократно обращалось к производителям, собственникам вагонов и в государственные органы с требованием о приостановке эксплуатации потенциально опасных грузовых вагонов. Однако решений, позволяющих устранить проблему в принципе, нет. И, судя по всему, определенные решения необходимо искать на межправительственном уровне.
Поначалу со стороны Украины стали поступать уклончивые заявления о том, что проблема – локальная. Правда, затем руководство страны вынуждено было изменить тон. Буквально на днях Стахановский вагоностроительный завод объявил о возможном сокращении 1,5 тыс. работников. Причина – сокращение производства вследствие уменьшения заказов. За 9 месяцев 2013 года производство вагонов на предприятии снизилось приблизительно на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2012-го. Причина та же – кардинальное сокращение традиционных заказов; 90% продукции завода экспортируется в Россию, – констатировал премьер-министр Украины Николай Азаров.
Если украинские заводы не смогут выполнить требования ОАО "РЖД" и российских надзорных органов по качеству литья, то их нишу спокойно могут заполнить отечественные вагоностроители. Так, во всяком случае, полагают представители "Уралвагонзавода". УВЗ – крупнейший производитель грузового подвижного состава на пространстве 1520. Производственные мощности корпорации позволяют выпускать до 30 тыс. грузовых вагонов в год. В настоящее время мощности загружены не в полной мере и есть резервы по увеличению объемов выпуска для замещения украинских поставок, – отметили в компании.
Со следующего года, как уточнил представитель УВЗ, корпорация приступает к серийному производству новых специализированных вагонов: цистерн для сжиженных газов, хопперов для минеральных удобрений и цемента. Поэтому научный и производственный потенциал УВЗ и других российских заводов соответствует потребностям российских компаний-операторов.
Железнодорожные операторы, как сказали в одной из компаний, в принципе, понимают суть проблемы. Однако для них решение об отзыве сертификатов сразу трех заводов несет убытки, если вслед за этим начнутся отстановки вагонов. И, следовательно, тут многое будет зависеть от дальнейших шагов, связанных с реализацией принятых РС ФЖТ мер.
Украинские вагоностроительные заводы пока ситуацию не комментируют.