Первые два месяца 2013 года для Рижского, Лиепайского и Таллинского портов не стали самыми удачными. В положительной динамике отработали лишь Клайпеда и Вентспилс. Однако связь между падением объемов в портах Балтии и их зависимостью от российского или белорусского транзита становится все очевиднее.
По итогам января – февраля 2013-го в регионе немного уменьшился объем российских и белорусских энергоресурсов, составляющих весомую долю в перевалке портов Балтии. Судя по всему, российские энергоресурсы, отправляемые через Ригу, Вентспилс и Таллин, постепенно разворачиваются в сторону портов РФ.
Тем временем конкурентная борьба среди портов Балтии за прочие грузы становится все более жесткой. Литовская Клайпеда (кстати, менее всего зависимая от российского транзита) наращивает контейнерные перевозки совместно с Mediterranean Shipping Company (MSC). Швейцарская судоходная компания планирует создать в Клайпеде крупнейший в регионе контейнерный хаб. По мнению руководителя отдела инвестиций и маркетинга Лиепайской свободной экономической зоны Иво Колиньша, этим Клайпедский порт в ближайшей перспективе создаст некоторые проблемы Рижскому в части возможного переключения определенного объема контейнеров. Кроме того, по словам эксперта, Клайпеда сейчас остро борется за любые новые грузы, в том числе и те, что традиционно шли через Лиепайский порт (речь идет о грузах ro-ro, белорусских нефтепродуктах, а также зерновых).
Если сравнивать деятельность крупнейших портов восточного побережья Балтики, то в январе – феврале они распределились следующим образом. Первой стала Клайпеда – 6,086 млн т (+15,5% к аналогичному периоду 2012 г.), затем следует Рига с 5,471 млн т (-11,6%), Вентспилс с 5,466 млн т (+2%), Таллин с 5,383 млн т (-4,9%). Замыкает группу Лиепая с 972 тыс. т (-5,5%).
Клайпеда нарастила объемы перевалки по сравнению с аналогичным периодом 2012 года за счет грузов, характерных для порта. Значительно увеличился грузооборот сельскохозяйственной (в основном местной) продукции, зерновых. В сегменте наливных выросла перевалка нефтепродуктов (+7,4%, до 1,62 млн т). Как пояснил директор по маркетингу и административным вопросам Клайпедского порта Артурас Друнгилас, наливные удобрения приросли (+33%, до 301 тыс. т) вследствие удачно заключенных договоров с грузополучателями в Китае.
Рига и Вентспилс в январе и феврале обрабатывали нефтеналивные потоки нестабильно. В Рижском порту перевалка угля сократилась (-14,9%, до 2,094 млн т). Как считает исполнительный директор Латвийской ассоциации портов Карлис Лейшкалнс, первые месяцы 2012 года для Риги были одним из лучших периодов в истории порта и отмечались они очень высоким спросом на рынках на различные виды топлива.
По мнению источника в Вентспилсском порту, знакомого с рынком экспорта угля, отрицательная динамика в столице может быть связана с проблемами в части флота из-за несвоевременной подачи судов к погрузке. В то же время в Вентспилсе отмечается прирост в обработке угля (+8,2%, до 1,569 млн т). Фрахт из Риги в январе – феврале был высоким из-за ледовой обстановки, и грузовладельцы чаще выбирали Вентспилс.
Что касается снижения перевалки нефтепродуктов в Риге (-15,9%, до 1,35 млн т), то вызвано оно прекращением перевалки белорусского нефтепродукта – сольвента. Отметим, что в Рижском порту за два месяца года наблюдается снижение не только по итогам деятельности, но и практически по всей номенклатуре, за исключением обработки контейнеров и российских минеральных удобрений.
В Вентспилсе за два месяца зафиксирована положительная динамика по суммарному обороту, а также в секторе наливных и насыпных грузов. Прирост нефтепродуктов (+3,1%, до 2,985 млн т) обусловлен деятельностью трех терминалов. В секторе насыпных, как отмечалось выше, прирост обеспечили каменноугольные грузы. Падение – в перевалке минеральных удобрений и зерновых, ro-ro и лесной продукции.
Тем временем Таллин не первый год ощущает снижение по наливным грузам. По словам коммерческого директора компании Tallinna Sadam Эрика Рингмаа, причина потерь кроется в том, что в Усть-Луге заработал мазутный терминал, который и оттянул на себя большую часть мазута. В январе – феврале Таллин снизил обороты также из-за сокращения обработки металлов, ro-ro. В то же время растет доля контейнеров (+6,1%, до 38,788 тыс. TEU), которые блок-поездами отправляются в Калугу, Москву, Среднюю Азию.
Лиепайский порт в отчетном периоде показал минусовую динамику (-5,5%, до 972 тыс. т). Именно перевалка зерновых, благодаря которым Лиепая лидировала, сократилась (-24%, до 330 тыс. т). Как отметил И. Колиньш, падение по зерновым может составить около 30–35%. В отрицательном секторе – обработка металлолома: его стало меньше на 36,2%, так как один из клиентов порта перевел бизнес в Ригу и Клайпеду.
Еще один штрих: наливные грузы приросли на 42%, большая их часть – нефтепродукты – на 3,2%, до 32,4 тыс. т. "Это связано с возобновлением перевалки литовской нефти, а также приростом объемов вакуумного газойля и базовых масел в связи с хорошей рыночной конъюнктурой", – резюмировал И. Колиньш.
Эксперты полагают, что тенденции в регионе станут более ясными не раньше лета 2013 года. Однако уже сейчас можно предположить, что острая конкурентная борьба развернется между основными соперниками: Клайпедский порт будет стремиться обойти Рижский и Вентспилсский. Бывший лидер на Балтике – Таллинский порт, ориентированный на российские нефтепродукты, свою позицию утратил, и тенденция к падению его грузооборота сохранится.