В России может появиться компания—лидер контейнерного рынка: крупнейший оператор контейнерных терминалов Global Ports покупает второго по величине участника рынка — Национальную контейнерную компанию (НКК). В результате доля компании на отечественном рынке вырастет с 25% до 40%. Но при покупке НКК c долгом на уровне $900 млн долговая нагрузка самой Global Ports вырастет в шесть раз. Кроме того, сделка может вызвать вопросы у антимонопольных органов, которые ее пока не рассматривали.
Вчера портовый оператор Global Ports (75% принадлежит российскому холдингу "Н-Транс" и международной APM Terminals) объявил о покупке 100% Национальной контейнерной компании у структур Виталия Южилина и Андрея Кобзаря. Сделка будет оплачена деньгами и акциями Global Ports. Бывшие акционеры ННК получат деньгами $291 млн, это будут заемные средства. Кроме того, две структуры прежних акционеров НКК получат по 9% акций Global Ports. На конец августа стоимость 18% акций компании на LSE составляла $361 млн.
Для этого потребуется увеличение акционерного капитала Global Ports: половина новых акций будет выпущена в виде глобальных депозитарных расписок, остальные акции будут "неголосующими". В результате пакеты нынешних акционеров размоются. После сделки пакет Transportation Investments Holding ("Н-Транс") Никиты Мишина, Константина Николаева и Андрея Филатова сократится с 37,5% до 30,75%, настолько же уменьшится пакет APM Terminals, free float снизится c 25% до 20,5%. По условиям сделки, бывшие акционеры НКК не смогут продать свой пакет в течение полугода после закрытия сделки, затем еще 18 месяцев будут действовать ограничения на продажу 10%. При продаже акций "Н-Транс" и APM будут иметь преимущественное право выкупить пакет. Представители бывших акционеров НКК войдут и в совет директоров Global Ports.
1 сентября сделку одобрил совет директоров Global Ports, а 27 сентября акционеры компании должны утвердить допэмиссию. Сделку предстоит согласовать с ФАС, правительственной комиссией по иностранным инвестициям, а также с антимонопольными службами Украины и Кипра. Global Ports считает, что сделку закроют в течение трех-шести месяцев. За разрешением ФАС Global Ports обратится на этой неделе.
Global Ports Investments PLC — российский оператор контейнерных терминалов в Балтийском и Дальневосточном бассейнах, владеет также двумя контейнерными терминалами в Финляндии, 75% в логистическом парке Янино под Санкт-Петербургом и 50% нефтепродуктового терминала Vopak E.O.S. в Эстонии. Консолидированная выручка Global Ports в 2012 году — $501,8 млн, скорректированный показатель EBITDA — $288 млн. Совокупный контейнерный оборот российских портов группы — около 1,45 млн TEU в 2012 году (без учета Янино).
Global Ports объявила о возможной покупке НКК — второго по величине контейнерного оператора России по совокупному грузообороту после самой Global Ports — в конце мая. При покупке Global Ports получит контейнерные терминалы на Балтике, их годовая мощность по перевалке — около 1,69 млн TEU. По оценкам Global Ports, с покупкой НКК ее доля на рынке контейнерных перевозок вырастет с 25% до более чем 40%. За первые шесть месяцев 2013 года морские терминалы НКК перевалили около 561 тыс. TEU. Global Ports получит и трехлетний опцион на 50% в украинском контейнерном терминале Ильичевск (КТИ), стоимость пакета — около $60 млн. Доля КТИ на украинском рынке перевалки контейнеров — около 30%.
В ФАС вчера не смогли уточнить, насколько вероятно появление претензий к сделке с учетом резкого роста доли Global Ports на рынке. Исходя из практики, ФАС может если не запретить слияние, то выдать ряд поведенческих условий или потребовать выхода из тех или иных активов. Источник на рынке контейнерных операторов отметил, что, вероятнее всего, наибольшее вопросы у регуляторов вызовет деятельность объединенной компании в Петербурге, поскольку "здесь явное просматривается доминирование".
По подсчетам Global Ports, слияние улучшит финансовые показатели, но резко увеличит долговую нагрузку компании. Исходя из финансовых показателей 2012 года, выручка вырастет вдвое, до $755 млн, скорректированная EBITDA — на 60%, до $452 млн, а соотношение чистого долга к EBITDA составит 3,2 против 0,8 на конец 2012 года. На конец 2012 года объем долга НКК (в первую очередь перед Сбербанком) составил около $916 млн. При $291 млн заемных денег на сделку совокупный долг Global Ports вырастет более чем в шесть раз, до $1,4 млрд.
Но риски вполне сопоставимы с вложением и Global Ports сможет снизить соотношение чистого долга к EBITDA с 3,2 до 1,5-2, считает Елена Садовская из RMG. "Учитывая то, что в целом у НКК маржа выше (эта компания не работает в нефтяном сегменте), совокупная маржа объединенной компании вырастет,— говорит она. — Это позитивно отразится на денежных потоках, из которых новый владелец может покрывать задолженность".