Группа "Н-Транс" привлекла иностранного стратегического инвестора в портовый холдинг Global Ports, продав половину своей доли, 37,5% акций, структуре Maersk — APM Terminals. Сделку планируется закрыть до конца года — она может стать первой в России, по итогам которой иностранцы получат в отечественном портовом холдинге больше блокпакета. При этом стороны отказались от части голосующих акций в Global Ports в пользу миноритариев, чей вес в результате вырастет с 25% до 40%. Но этот шаг выглядит формальным реверансом — реально ни стоимость их бумаг, ни влияние в компании не возрастут.
Основной акционер Global Ports группа "Н-Транс" (бенефициары — Никита Мишин, Константин Николаев и Андрей Филатов) объявила о заключении соглашения о продаже половины доли в Global Ports голландской APM Terminals — предприятию группы A.P.Moller-Maersk A/S. APM покупает 37,5% Global Ports; в рамках сделки компания оценена в $2,3 млрд без учета чистого долга, то есть "Н-Транс" получит $862,5 млн за вычетом долга. Закрыть сделку планируется до конца года. В России ее еще должны согласовать ФАС и правительственная комиссия по иностранным инвестициям.
"Для нас такой стратегический инвестор важен в первую очередь технологиями, которые принесет с собой", — говорят в Global Ports. При этом стороны изменят структуру своего участия в управлении компанией. В рамках сделки у Global Ports появится новый класс акций — обыкновенные неголосующие. В них "Н-Транс" конвертирует половину своего пакета, а потом передаст APM по 50% — как голосующих, так и неголосующих акций. Это сделано, как заявляется, в пользу миноритариев—держателей GDR компании. В итоге владельцы 25% Global Ports получат около 40% голосующих прав. У обоих основных акционеров при этом окажется по 29,99% голосующих акций.
"Наличие двух классов акций не является необычным для многих компаний в США и Европе, — говорят в Global Ports. — В нашем случае конвертация части акций в неголосующие дает крупнейшим акционерам возможность установить совместный контроль, сохранив при этом ощутимое количество голосов у представителей акционеров, которые приобрели акции на свободном рынке".
Акционерное соглашение предусматривает возможность его разрыва в случае падения доли одного из партнеров ниже 25% плюс 1 голосующей акции. Компании будут иметь право назначать по шесть директоров каждая (еще два места занимают независимые кандидаты). Позиции главы совета директоров и его заместителя "Н-Транс" и APM поделят между собой и будут чередовать раз в два года (на первый период место председателя совета займет кандидат от "Н-Транс", его зама — представитель APM). Право назначать гендиректора также будет переходящим: в первые три года оно будет принадлежать "Н-Транс". По условию соглашения компании обязались поддерживать соотношение чистого долга к EBITDA на уровне 1,5-2. Первые два года стороны не будут иметь права продавать свои бумаги.
Global Ports управляет тремя российскими контейнерными терминалами ("Петролеспорт" и "Моби Дик" в Санкт-Петербурге и Восточная стивидорная компания в порту Восточный) и двумя контейнерными терминалами в Финляндии ("Мулти-Линк Хельсинки", "Мулти-Линк Котка"). В компанию также входят логистический парк "Янино" под Петербургом и нефтеналивной терминал Vopak E.O.S. в Эстонии. Консолидированная выручка Global Ports за 2011 год составила $501,3 млн, EBITDA — $282,2 млн, чистая прибыль — $146,9 млн.
APM Terminals проектирует, строит и эксплуатирует порты и терминалы. В ее сети 56 портовых сооружений и терминалов в 37 странах, еще 6 терминалов в стадии строительства и 155 внутренних терминалов в 47 странах. По итогам первого квартала выручка составила $2,4 млрд, прибыль — $395 млн.
Константин Юминов из "Райффайзенбанка" считает, что введение неголосующих акций — не более чем "комплимент" миноритариям. "Сделка проходит фактически без премии к рынку,— поясняет аналитик. — При этом в ближайшей перспективе выигрыш российской компании от сделки неочевиден". Кроме того, добавляет господин Юминов, теперь у компании будут два совладельца на паритетных началах, а такая конструкция часто вызывает обеспокоенность инвесторов с точки зрения возможности возникновения корпоративного конфликта. Реально, считает аналитик, влияние миноритариев на Global Ports не сильно вырастет, например, потому, что увеличение голосующей доли не отразится на числе независимых членов совета директоров, наоборот, их будет 2 из 14, а не 2 из 10, как сейчас. Поэтому, полагает он, новость о сделке не привела к росту стоимости Global Ports.
Но президент J.P. Morgan в России и СНГ Ян Тавровский считает, что стратегически сделка выгодна для Global Ports. "В структуру Maersk входит компания по транспортировке контейнеров, занимающая лидирующие позиции в мире, — поясняет он. — С таким партнером позиция Global Ports на рынке будет более стабильной". Для Maersk, добавляет директор по развитию ИА "ПортНьюс" Надежда Малышева, главная выгода состоит в быстром выходе на российский рынок через покупку одного из ключевых игроков. Сейчас Maersk в России представлена только судовыми агентами в ряде портов. Другие крупные портовые операторы до сих пор участвуют в российских активах лишь небольшими (до 25%) долями в отдельных проектах.