Компания ТИС – это группа частных морских терминалов расположенных в акватории Малого Аджалыкского лимана в 20-ти километрах от Одессы.

В 2008 Компания была вовлечена в шумное судебные разбирательства с администрацией порта Южный, которое закончились в октябре 2009 года.

Сейчас номенклатура грузов группы ТИС: зерно, удобрения, уголь и руда, металл, контейнера, масленные грузы и тд. Грузооборот группы в 2012 году составил 18,8 млн тонн. По грузообороту ТИС давно обогнал все частные терминалы и сейчас борется за первенство с государственными портами.

О перспективах развития своего предприятия и отрасли рассказал генеральный директор, сын основателя компании Андрей Ставницер.

Порт на месте заброшенной стройки

- Расскажите об истории компании. Как она создавалась? Чьей была идея создания?

- Компанию основал мой отец Алексей Ставницер и его партнер Олег Кутателадзе в 1994ом году. На том месте, где сейчас стоит ТИС, была тогда заброшенная стройка. Советский Союз собирался там построить комплекс для импорта фосфоритов из Марокко. Не достроил, потому что экологическая общественность была против. До этого Алексей Ставницер никогда не занимался портами, он увидел в этом месте перспективу и взялся за работу.

Создал совместное предприятие и начал поиск денег для постройки терминала по переработке минеральных удобрений. В 1996-м году мы запустили комплекс минеральных удобрений и построили первый причал. В 1997ом мы выкупили долю Фонда госимущества в этом СП. Далее развивались уже самостоятельно.

- Кто был инвестором проекта? Это были собственные средства или заемные?

- Проект реализовывался за собственные средства. Сначала инвесторами были мы сами. Потом мы нашли инвестора в лице господина Федорычева (российский бизнесмен Алексей Федорычев – М.Г.). Он вошел к нам с долей в 50%.

- Как вы смогли найти в 1996-м году владельцев грузов? Ведь тогда частных портов еще не было, и все привыкли к государственным.

- Дело в том, что в то время никто не экспортировал минеральные удобрения. Кроме, разве что, Одесского припортового завода, который экспортировал удобрения собственного производства. Мы начали работать с российскими заводами, производящими удобрения. И в 1997ом году отгрузили первый миллион тонн.

- Получается, ваша новизна была в том, что до этого из Украины российские химические грузы никто не экспортировал?

- Вот именно. Мы оказались в нужное время в нужном месте. Потом, кстати, тоже самое произошло с зерном. В 1999ом году мы начали строить зерновой терминал и открыли его в конце 2000-го. Тогда был только один зерновой терминал – в Ильичевске. Он назывался "ТБТ" ("Трансбалктерминал" - М.Г.) и был старше нас на полгода или год. Таким образом, у нас был второй частный терминал в стране. И он до сих пор остается самым крупным зерновым терминалом на Черном море.

- В 2008 году ТИС участвовал в громкой и скандальной судебной тяжбе с портом Южный. Администрация порта тогда обвинила вас в рейдерстве. А потом все как-то утихло. Из-за чего был конфликт?

- Мы сделали дноуглубление акватории у наших новых причалов самостоятельно, так как порт не хотел этого делать. Но доходы от этого начал получать именно порт, собирая портовые сборы. Мы даже не могли принять на баланс это дноуглубление. По закону его может принять только порт. Таким образом мы согласовали с портом что сделаем это вместо них и подписали соглашение об этом и о компенсации этих затрат (около $40 млн.) в течение 5-6 лет.

Но порт в лице тогдашнего начальника передумал компенсировать нам эти деньги. Более того обвинил нас в рейдерстве! Это было шоком для нас. Мы никогда не планировали ничего подобного. Для справки, за 5 лет портовые сборы только от наших причалов принесли в порт $250 млн. Судебные споры закончились в октябре 2009 года с уходом с поста начальника порта Южный тогдашнего начальника Юрия Крука.

- ТИС сейчас занимается улучшением транспортной инфраструктуры. В каком состоянии сооружение собственной железнодорожной станции?

- Мы полным ходом занимаемся строительством станции "Южная". Это будет огромная сортировочная станция для всего транспортного узла порта "Южный". Ориентировочная дата ввода в эксплуатацию первой фазы - начало 2015-го года.

Это будет самая крупная частная железнодорожная станция в стране после станции "Химическая", которой мы управляем вот почти 20 лет.

Мы не имеем права оперировать на путях общего пользования. Поэтому в тех местах, где нужна магистраль, мы ее строим и дарим "Укрзализныце". Взамен мы получаем гарантии определенного количества вагонов в нашу сторону. Так мы уже сделали 6 километров, и еще 3 достроим до конца этого года.

ТИСу не нужны государственные причалы

- Сейчас в Украине проходит реформа портов. В частности, государство готово отдать частным стивидорам портовые мощности в аренду или концессию. Как это повлияет на ТИС? Намерены ли вы участвовать в этом процессе?

- Мы изначально выбрали более сложный путь и всегда развивались на своей земле. Мы сами строили комплексы и от государства ничего не брали. Так что, если бы мы хотели, мы бы сделали это раньше. Выходит, что этот закон коснулся нас в малой степени. Он, в основном, регламентирует совместную деятельность в государственных портах и концессии. Поскольку у нас территория частная, то необходимости в участии в концессии у нас пока нет.

Но в этом законе есть много позитивных вещей, которые мы туда заложили, так как мы были его соавторами.

- А какие у вас мотивы были содействовать этому закону? Ведь больше частников – это больше конкурентов?

- Ну, во–первых, конкуренция – это хорошо, это позволяет не расслабляться.

Во-вторых, закон – это не только вопросы концессии, которые мы помогали сформулировать и корректировали. Совместно с коллегами мы заложили туда многие другие вещи, например, либерализацию тарифов. Мы заложили возможность появления частных лоцманских и буксирных компаний. Заложили также возможность компенсации средств потраченных на дноуглубление, если его делала частная компания. В целом, мы считаем, что это закон своевременный и позитивный не только для нас.

Одной из самых важных новаций в законе является разделение на государственные предприятия и администрации портов. Когда порт являлся одновременно и регулятором, и хозяйствующим субъектом, это порождало неконкурентную среду. То есть, если мы с портом были конкурентами, например, в перевалке угля, то порту ничего не стоило создать для нас более тяжелые условия, чем для себя. В виде скидок, отложенной постановки судов, отсутствия буксиров и так далее.

Сегодня эти функции разделены и это очень важно, что государственные порты стали конкурировать с частными компаниями. И смогут это делать без административных рычагов.

Тарифы на перевалку контейнеров упадут на 30-50%

- Мининфраструктуры заявило о намерении ликвидировать Сборник тарифов и позволить каждому порту самостоятельно устанавливать тарифы на переработку грузов. Каким образом это повлияет на рынок в целом и на ТИС, в особенности? Ведь вы ориентируетесь на такие грузы (зерно, руда, уголь), по которым мощностей в Украине крайне много и конкуренция очень остра.

- Тарифы де-факто уже много лет рыночные. Де-юре они оставались по Сборнику. Но, поверьте, рынок диктует свои условия, и неважно, зарегулирован сборником он или нет. Все эти платежи по всем портам проводились под другими "соусами", через другие компании.

- То есть, вы не прогнозируете значительного изменения тарифов вследствие этой инициативы?

- Я думаю, что тарифы просто выйдут из тени и станут прозрачными. Какого-то глобального изменения я не вижу. Теоретически могут измениться тарифы на обработку контейнеров. Они были сильно завышены, это правда. И они упадут и формально, и фактически. Насколько? Думаю значительно: процентов на 35-50. Контейнерные терминалы недогружены, и конкурентная борьба очень острая.

- А что будет с тарифами на перевалку зерна, ведь многие эксперты считают их завышенными, особенно, по сравнению с Румынией?

- Вопреки многим ожиданиям, я считаю, что тарифы на перевалку зерна останутся прежними или даже вырастут. Что до Румынии: ну так в Аргентине перевалка зерна вообще три доллара за тонну. Это ни о чем не говорит. Ситуация похожа на пузырь недвижимости в Киеве. Переизбыток есть, а цены не падают. Здесь тоже самое. Ведь аграрный сектор самый лакомый у нас в стране. Наконец-то все поняли, что зерно – это "украинская нефть". И цены будут, боюсь, только расти. Мы уже приближаемся к ставкам Новороссийска, в котором перевалка зерна от 27 до 32 долларов. В Украине же пока, насколько я знаю, это 20-22.

Дело в том, что большая часть зерновых терминалов контролируется трейдерами. если ты просто трейдер, то для тебя 1 доллар разницы в тарифе имеет значение. Но если ты одновременно акционер терминала, то ты из 22-х долларов можешь получить все что останется за вычетом налогов и сборов обратно. Это существенные деньги, и акционеры получают их в виде дивидендов. Поэтому им нет смысла опускать цены, – это первое.

А второе, – сторонние собственники зерна перегружают по тем же тарифам, и на них тоже можно заработать. Так что, этот пузырь поддерживается искусственно. Сегодня мощностей по перевалке зерна, думаю, миллионов так 50 в стране. В глубокой воде – 18-20 миллионов. И я не вижу предпосылок к тому, чтобы эти цены падали.

- Новый "Закон о портах" предусматривает право частных терминалов собирать судовые сборы на своей акватории. Будет ли ТИС бороться за это право?

- Это было всегда. Судовые сборы разбиваются на массу категорий: канальный, маячный, причальный и так далее. Из всей этой массы частные структуры могут претендовать только на причальный. По сравнению с остальными он мизерный. У нас есть свой причал и на среднем пароходе мы получаем 2-3 тысячи долларов. Это копейки, ведь общие портовые сборы для такого парохода составляют 120—150 тысяч долларов. Так что, эти суммы не играют большой роли. Что касается целевых сборов, то это действительно может сыграть роль, например, мы можем рассчитывать на часть судовых сборов, но тратить эти деньги можем только на акваторию.

Другой вопрос – общий объем портовых сборов. Это серьезная проблема, так как в совокупности объем сборов на 30-35% выше, чем у всех наших соседей по Черному морю. И если мы хотим привлекать транзит, чтобы он не уходил от нас на Балтику, в Грузию или Россию, то нужно ставить вопрос об общем снижении тарифов. Они слишком высоки.

- Профильные ассоциации частных стивидоров занимаются лоббированием снижения сборов в Кабмине?

- Ассоциации этим занимаются, но я не вижу там серьезной работы. Сейчас мы активно ведем переговоры по этому поводу с Минтрансом. Мы хотим не снизить, а уровнять сборы на контейнеровозы между Одессой, Ильичевском и Южным. Исторически так сложилось, что в Южном самые большие сборы для контейнеровозов. При прочих равных они выше, чем в Ильичевске и в Одессе. То есть один и тот же пароход заплатит в Ильичевске и в Одессе условно по 100 гривен, а в Южном 122 гривны. Таким образом, чтобы нам эффективно развивать контейнерный бизнес, нужно уровнять эти тарифы.

- Одесса и Ильичевск вас в этом поддержат?

- Нет. Нет, конечно! (смеется – М.Г.) Но мы не рассчитываем на их поддержку. Мы ведь работаем с Минтрансом. На самом деле, Министерству по барабану, из какого порта деньги к ним поступят.

Новые грузы ТИСа – масло, щепа, нефть

- Ранее говорилось о намерении создать индустриальный парк, но в последнее время новостей об этом маловато. В каком состоянии проект?

- Проект развивается: до конца этого года начнется строительство большого МЭЗа (маслоэкстракционного завода – М.Г.). Инвестором этого проекта выступает компания "Олсидз". Ведутся переговоры и о начале других производств. Проект жив и развивается в полный рост. Также мы обсуждаем постройку большого логистического комплекса, который планируем закончить в 2015ом году. Пока что I-Park финансируем мы сами. Но если инвестору понадобятся значительные объемы инфраструктуры, например, газа, электроэнергии то мы, возможно привлечем финансирование. Также думаем построить нефтеперевалочный терминал

- Ого! Расскажите подробней. Кто инвестор? Чья нефть?

- Пока рано говорить, только ведутся переговоры. Скажем так, это крупная компания из стран СНГ. Предполагаются экспортные и импортные операции.

- ТИС заявлял о намерении расширить номенклатуру за счет наливных грузов (масла). Как идет сооружение мощностей? Чьими будут грузопотоки? Какие объемы ожидаются?

- В этом году мы уже запустили два масляных терминала, один с компанией "Олсидз", другой – с "Рисоил". Каждый мощностью по 500 тысяч тонн в год. Некоторые крупные пароходы грузятся на обоих терминалах одновременно, а потом догружаются у причала "Дельта Вилмар" в рамках одного и того же порта. Такой себе "масленый супермаркет".

- Предполагаете ли вы еще расширять номенклатуру грузов?

- Думаю все массовые грузы мы и так уже переваливаем. Разве что добавятся маленькие лоты стихийных грузов, таких как лес, щепа, солома, дорогостоящие зерновые грузы (люцерна, горох, лен и т.д.). Речь идет о тех судовых партиях, которые уже достаточно большие, чтобы их грузить навалом, а не в контейнерах. Например, в этом году мы впервые перерабатываем лес в древесную щепу специальной машиной и отправляем для электростанций Италии и Турции. То есть, речь идет о переработке в порту. Вполне возможно, что в будущем сами будем делать из этой щепы пиллеты. Посмотрим. Вообще переработка–доработка груза в порту имеет массу преимуществ, в первую очередь логистических.

- Каковы ваши прогнозы по итогам года для терминалов ТИС в целом?

- Не хочу загадывать, но думаю, что в этом году мы выйдем на первое или второе место среди всех портов: государственных и частных. Мы ожидаем рост в районе 10-11%. У нас в этом году будет больше 20,5-21 миллионов тонн грузооборота. На сегодня уже есть 19,5 миллионов тонн. И это не смотря на то, что мы не делаем нефть наливом, как Одесский порт. У нас есть все шансы обогнать даже их.