Три с половиной года дирекцию Клайпедского государственного морского порта возглавлял Эугениюс Гентвилас. Сегодня он вернулся в Сейм. Из парламента намерен следить за преемниками, чтобы, как сам говорит, не допустить возрождения в порту коррупции и воровства.
«Я знал, что настанет черный день»
Гентвилас покинул пост директора порта, потому что не захотел работать с пришедшей к власти «какой-то кривой коалицией». Вот цитата:
«Мы обсуждали эту ситуацию с нынешним министром транспорта Элигиюсом Масюлисом. Я прямо сказал, что не стану подчиняться указаниям, которые посчитаю неприемлемыми, требующими компромисса с совестью. Правильнее будет уйти самому, тем более что я уже слышал от некоторых оппонентов, что в Клайпеде первым делом следует снять Гентвиласа.
Снять правовыми методами можно любого руководителя буквально за неделю. Их логика понятна: ключевые политические посты должны занимать свои люди, а должность руководителя порта политизирована, как это ни прискорбно».
Бывший директор КГМП не скрывал, что боится за судьбу тех подчиненных – так называемых «гентвилистов», – кто поддерживал его, и не сомневается, что с приходом новой власти они будут уволены. Это будет несправедливо, считает Э. Гентвилас, в первую очередь по отношению к директору по развитию и инфраструктуре Роме Мушяцкене – опытному, хорошо знающему порт специалисту и честному человеку.
В окружении врагов
«Мне неважно, сколько платят. Я не раз говорил, что деньги мне не так важны, что работаю на результат. А результаты за время руководства портом объективно неплохие», – подвел итоги своей деятельности в порту Э. Гентвилас.
Он напомнил, что в порту в июне 2009 года «царствовала мафия, процветали воровство, взяточничество, откаты». В разное время были сняты с должностей ключевые фигуры в руководстве дирекцией: директор по инфраструктуре Альгирдас Камараускас, его преемник Видас Каролис, главный финансист Беата Кулявичюте, начальник отдела инфраструктуры Пятрас Стулга. Недавно за ненадлежащий контроль за судами, приведший к крупному воровству топлива с лоцманских катеров, были уволены капитан порта Викторас Лукошявичюс и начальник отдела флота Витаутас Сауленас.
«За три года было проведено три структурных реорганизации, в результате которых штатная численность дирекции уменьшилась с 292 человек до 240, отчего показатели нашей работы только улучшились.
Мы без колебаний расстались с теми, кто пренебрегал интересами порта и действовал ему в ущерб, кто занимался махинациями, приписками, не выполнял приказы руководства.
Были и такие, кто решался на подлог из-за шантажа подрядчиков. Если же кто-то из моих работников давал отпор, шантажисты приносили мне на стол компрометирующие материалы на таких людей.
Борьба за чистоту порта шла серьезная», – рассказал Э. Гентвилас.
Успел бывший гендиректор нажить немало врагов. Громкий скандал произошел с обществом «Клайпедос гидротехника», которому, как заподозрил Э. Гентвилас еще в начале своей портовой карьеры, прежнее руководство дирекции предоставляло режим наибольшего благоприятствования.
Эта фирма выиграла конкурс на дноуглубительные работы, даже не представив техдокументацию на них. Вместо договорных 730 тыс. кубометров грунта было поднято 540 тыс., однако дирекция все же выплатила «Клайпедос гидротехнике» положенные по договору 55 млн лт.
В конкурсах на подрядные работы обычно участвовали четыре компании – «Клайпедос гидротехника», выросшая из нее «Гидростатиба», «Локис», чьи акции принадлежали руководителю «Клайпедос гидротехники» Пранцишкусу Юргутису, а также немецкая Josef Mobius Ban-Aktiengeselleschaft, куда перешли ближайшие помощники Юргутиса. Так или иначе, конкурс выигрывал кто-то из этой четверки. Был случай, когда победитель отказался от работ в пользу второго претендента, предложившего более высокую цену.
«Придя в порт, я стал привлекать других подрядчиков, и когда в конкурсах стало участвовать не меньше 6-9 литовских и иностранных компаний, предлагаемые цены на работы, разумеется, заметно снизились. Таким образом, удалось сэкономить государству 104 млн лт.
Только один пример: если фирма Юргутиса поднимала грунт при дноуглублении по цене 73 лт за кубометр, то сейчас это делается по цене 29 лт за кубометр», – привел некоторые факты Э. Гентвилас.
На гендиректора порта сыпались жалобы во все инстанции вплоть до президента, ему гадили, имитировали подрыв, не раз угрожали убийством. «Давление было страшное. Я бы давно спекся, не будь я Гентвиласом».
Борьба не закончена
Материалы по вскрытым фактам мошенничества и махинаций, а то и открытого воровства дирекция порта незамедлительно направляла в правоохранительные органы. Но были случаи, когда прокуратура закрывала дела, хотя признавала, что дирекции порта нанесен существенный ущерб.
Например, прекращены дела, касавшиеся прокладки железнодорожной ветки на территории компании «Клайпедос Смяльте». Прокуратура признала, что дирекция порта понесла убытки в размере свыше 2 млн лт.
Дважды прекращалось дело и по упомянутому дноуглублению компанией «Клайпедос гидротехника».
«Правоохранительные органы в Клайпеде – ноль, Служба специальных расследований словно умерла. Они должны стоять на страже интересов государства, однако зачастую потворствуют частному капиталу», - констатировал Э. Гентвилас.
Между тем против одной только фирмы «Клайпедос гидротехника» дирекция подала 6 исков на общую сумму свыше 9 млн лт, а по двум эпизодам, где дирекция оценивает свой ущерб более чем на 700 тыс. лт, дела до суда так и не дошли. Гентвилас надеется, что больше она в порт не вернется.
Но остались другие фирмы, еще надеющиеся поживиться за счет порта. И их руководители, желающие по-прежнему здесь царствовать.
Лес за деревьями
Между тем с уходом Гентвиласа из порта облегченно вздохнули не только его враги. Отношение к нему у портовиков неоднозначное. Не приумаляя его заслуг в борьбе с коррупцией, многие считают, что за деревьями он не видел леса.
Иными словами, увлекшись этой борьбой, гендиректор уделял неоправданно много внимания контролю за работой подрядчиков, не доверяя им даже в мелочах - вплоть до замеров водолазами толщины сварочного шва, не говоря уже о постоянных перепроверках объемов поднятого грунта. Все это, а также нехватка специалистов в дирекции, тормозило работы по строительству и ремонту причалов, очистке и углублению акватории.
Утверждается, что в его бытность не было сдано ни одного причала, а рекордные грузообороты – в 2011 году было перевалено 36,6 млн тонн – заслуга вовсе не дирекции, а стивидорных компаний. И, конечно же, не забудут Гентвиласу неудачного углубления Швянтойского порта, который проработал всего 10 дней и вновь был занесен песком.
«Неудачу с углублением Швянтойского порта я переживал очень тяжело, но там была вина подрядчика, который сам ее признал и от оплаты отказался. Работы по строительству причалов 66-67, то есть пирса «Беги», с нашей стороны закончены. Закончены работы на причалах 26, 63, 135-136, 143-144 (на причале 143а при его укреплении и углублении образовался 5-метровый провал, есть угроза дальнейшего обрушения. – Прим. ред.), практически закончены причалы 8-9», – утверждал в ответ на эти претензии Гентвилас.
«Русские идут!»
На прощальной пресс-конференции Гентвилас поделился прогнозом на ближайшее будущее порта. Несколько неожиданно прозвучало из уст этого, казалось бы, уравновешенного политика предостережение о грозящей порту опасности со стороны российского капитала.
«Влияние российского капитала на восточном побережье Балтики все возрастает. В портах Латвии и Эстонии россияне уже утвердились. С одной стороны, это гарантия, что порты не лишатся российских грузов. Но они уже попали в зависимость от России.
Клайпеде пока удавалось этого избежать, чему свидетельство – слабые российские грузопотоки, едва достигающие 13% от всего грузооборота.
Дальнейшая стратегия соседей может быть такова: они либо усилят свою инвазию, либо лишат нас своих грузов», – рассуждал Э. Гентвилас.
Он также не исключил, что под влияние пророссийски настроенных литовских предпринимателей может попасть предприятие «Клайпедос нафта», которое назначено оператором будущего терминала сжиженного природного газа.
«Будущий СПГ-терминал может оказаться в руках «Газпрома», тем более если Министерство энергетики отойдет к Партии труда», – прогнозировал политик.
Недавнее заявление президента Беларуси Александра Лукашенко о том, что он договорился с президентом России Владимиром Путиным о переориентации белорусских морских грузов из портов Балтии в Санкт-Петербург, не добавляет оптимизма клайпедским портовикам.
В прошлом году через Клайпеду перевалено 11,5 млн тонн белорусских грузов, за 10 месяцев нынешнего белорусский транзит составил 30 % (8 млн тонн) всего грузооборота порта.
По мнению Гентвиласа, заявление президента Лукашенко – это еще не окончательное решение и, скорее всего, оно продиктовано намерением оказать давление на Литву с целью снижения железнодорожных тарифов.
«С точки зрения и экономики, и логистики перенаправление грузов на Санкт-Петербург невыгодно. Это очевидно. До Клайпеды намного ближе, в нашем порту грузы диверсифицированы, чего нет у других соседей. Зимой перевалка грузов через российский порт еще больше удорожается из-за ледовой обстановки.
Было время, когда трактора и другую автотехнику белорусы везли через Санкт-Петербург. Но три года назад эти перевозки вернулись в Клайпеду, где делают их дешевле и качественнее».
И, наконец, литовские политики не всегда выдерживают правильную линию в отношениях с Россией и Беларусью, считает либерал Гентвилас.
Что тоже может негативно сказаться на грузообороте Клайпедского порта.