В ближайшее время права на добычу песка для строительства контейнерного терминала в Одесском порту и будущего терминала по приему сжиженного газа в порту Южный, как стало известно "k:",  может получить киевская компания "Спецводострой".

Ранее, с февраля 1996 года, соответствующую лицензию и права на добычу песка на так называемой Одесской банке имело госпредприятие "Черноморско-Азовское производственно-эксплуатационное управление морских путей" ("Черазморпуть"). Песок из этой части Одесского залива многие годы использовался для намыва пляжей, строительства причалов и других гидротехнических сооружений. А для "Черазморпути" в последние годы его добыча стала фактически основным источником дохода.

Однако весной прошлого года госкомпанию лишили лицензии и права заниматься добычей песка на Одесской банке. Это решение стало логическим продолжением более чем десятилетней политики по уничтожению государственных дноуглубительных предприятий. После того как в 2006 году структуры одесских бизнесменов Бориса Кауфмана и Александра Грановского взяли под контроль ОАО "Черномортехфлот", в последние годы тендеры госпредприятий на дноуглубление выигрывает преимущественно эта компания. Две государственные - "Черазморпуть" и "Устьдунайводпуть" - довольствовались разве что субподрядами. И когда "Черазморпуть" в прошлом году лишили права на добычу песка, казалось, что эту нишу займет именно "Черномортехфлот". Но кандидатура нового "добытчика" стала неожиданной для многих.

От намыва пляжей к сжиженному газу

Новый обладатель лицензии стал известен 9 декабря прошлого года, когда на сессии Одесского облсовета было принято решение о предоставлении горного отвода для добычи песков месторождения Одесская банка (участки площадью 12,9 км2) компании "Спецводострой". Причем сразу сроком до 26 октября 2031 года.

По поводу этого решения в прокуратуру Одесской области обратился депутат облсовета Валерий Локайчук. Как оказалось, столь важный для Одессы вопрос для многих депутатов стал неожиданным. Проект решения не был обнародован в предусмотренные сроки, не рассматривался на комиссиях, согласительном совете и фракциях, не был заранее внесен в повестку дня и был роздан депутатам лишь за полчаса до начала сессии. Кроме нарушения процедуры возникли вопросы и по поводу того, был ли конкурс, почему отказали госпредприятию, где зарегистрировано ООО "Спецводострой" и куда будут поступать налоги. В итоге в конце января прокуратура Одесской области вынесла протест на это решение. Как отмечено в этом протесте, кроме вышеупомянутых нарушений процедурных вопросов облсовет принял это решение, несмотря на действующее постановление Одесского окружного административного суда от 18.11.2011, которым было приостановлено решение об аннулировании действия лицензии "Черазморпути". Это судебное постановление действительно до сих пор, как и протест прокурора.

Следует отметить, что все эти события произошли именно в тот момент, когда добыча песка на Одесской банке вдруг стала очень перспективным и прибыльным бизнесом. Если ранее причалы в портах строились редко, а на весеннем "освежении" пляжей накануне курортного сезона много не заработаешь, теперь эта "банка" является основным источником песка для строительства контейнерного терминала на Карантинном молу Одесского порта и реализации проекта LNG-терминала в Южном. Как мы уже сообщали (см. "k:" №9), при строительстве терминала для приема сжиженного газа предполагается намыв новой территории в море с внешней стороны порта. И цена сразу выросла с сотен тысяч гривен до десятки миллионов долларов. Себестоимость добычи песка составляет около $3 за тонну. Для двух этих объектов необходимо около 30 млн. кубометров, или около 45 млн. т, песка. Рыночная цена одной тонны с доставкой составляет около $12. Даже если для такого крупного заказа установят цену вдвое ниже рыночной, "Спецводострой" сможет заработать порядка $250–270 млн.

В Одессе уважили киевлян

Правда, перспективы убыточного "Черазморпути" выиграть суд весьма призрачны. С учетом позиции почти 80% депутатов Одесского облсовета и того, что решение в пользу "Спецводостроя" принято с подачи Минприроды, которое возглавляет влиятельный Николай Злочевский. А также с оглядкой на уважаемых людей из Киева, стоящих за этой компанией.

"Спецводострой" был зарегистрирован в августе 2007 года (с уставным фондом 44 тыс. грн.), судя по всему, для осуществления ряда сделок для Киевской инвестиционной группы, которая входит в сферу влияния бизнесменов Андрея Иванова и Василия Хмельницкого. В частности, в декабре 2007 года АМКУ разрешил ООО "Спецводострой" приобрести более 25% акций компании "Киевводоканал". А само ООО, по информации "k:", было основано при участии офшора Yorkwood Resources Ltd. Кто является хозяином этой компании с Британских Вигринских островов, доподлинно не известно, но можно предположить, что она тоже не чужда Василию Хмельницкому. Об этом свидетельствует, например, то, что Yorkwood Resources также числится учредителем ООО "Украинская мультисервисная сеть" и ООО "Грол", основанных несколько лет назад фирмами Хмельницкого "Ролвуд Ойл" и "Миськжитлобуд".

О том, чем конкретно занималась эта компания и какими достижениями она может похвалиться в сфере народного хозяйства, информация в СМИ отсутствует. Но пикантность ситуации в том, что первый зам профильного министра Константин Ефименко, который курирует морскую отрасль, является как раз креатурой Василия Хмельницкого. И пока Борис Колесников занимается подготовкой к Евро–2012, его правая рука принимает много интересных решений.