Аэропорт Борисполь заявил, что в следующем году собирается расширять трансферную зону - достроить 700 кв. м. терминала между гейтами 5 и 6. Разбираемся, так ли необходимо аэропорту влезать в новые кредиты и взваливать на плечи пассажиров дополнительные расходы. Должны ли украинские пассажиры без конца платить за новые терминалы. Особенно когда старые строятся, а потом закрываются. Или же есть альтернативные варианты.
Старый новый терминал
Позволю себе напомнить два факта:
1) Аэропорт построил и ввел в эксплуатацию Терминал D четыре года назад, в 2012-м. Он рассчитан на 15 млн. пассажиров (в прошлом году аэропорт обслужил немногим менее 8 млн).
2) В аэропорту простаивают закрытыми два терминала В и F.
Таким образом, существующая инфраструктура аэропорта может обслужить в несколько раз больше пассажиров, чем сегодня. Узкие места возникают только во время утренних и вечерних пиков — слетов и разлетов рейсов авиакомпании МАУ.
Удивляет, что аэропорт готов с легкостью тратить деньги на новую стройку. В то время как вопрос можно решить гораздо менее затратно. Например, изменением государственного регулирования.
Безопасные пробки
Сегодня все без исключения пассажиры перед вылетом должны пройти контроль на авиационную безопасность. Даже те пассажиры, которые прилетели из других аэропортов (там уже прошли контроль на авиабезопасность), и в Борисполе сразу же пересаживаются на следующий стыковочный рейс.
Для них предусмотрена отдельная зона. В ней расположены пункты авиационной безопасности и пространство для ожидания. Собственно, эта зона и является "узким местом" при пересадке пассажиров с одного рейса на другой — во время пика самолеты массово слетаются и практически одномоментно привозят сотни трансферных пассажиров. В зоне ожидания создается столпотворение. Вот и решил аэропорт ее расстраивать.
Тотальный контроль
В то время как украинские авиационные власти при трансфере требуют повторной проверки всех без исключения пассажиров, в странах ЕС система дифференцирована. Там требования к контролю зависят от того, откуда прибыл рейс. Если рейс из Парижа или Лондона — пассажиры сразу попадают в "стерильную" зону. В ЕС этот подход назвали One-stop-security. Таким образом, в ЕС заботятся об удобствах пассажиров — исключают лишние обременительные формальности.
Отмена повторного контроля распространяется также и на рейсы, прибывшие из некоторых третьих стран, в которых уровень авиабезопасности не ниже, чем принятый в странах ЕС. Например, США и Канада. Дополнительный контроль проходят пассажиры, прибывшие из всех остальных стран (из Украины в том числе).
Что делать?
Изменить требования к контролю на авиабезопасность, разделить страны на две степени риска. Тогда трансферные пассажиры, прилетевшие из благополучных стран, смогут сразу попадать в зону вылета, минуя дополнительный контроль. А дополнительный контроль будет проходить только небольшая часть пассажиров.
Для этого необходимо пересмотреть руководящие документы по авиационной безопасности. Тем более, у нас так часто декларируется стремление внедрять стандарты ЕС. Ведь в европейских странах отлично налажена работа работа аэропортов-хабов и трансферных перевозок. В то время как Украина только начинает их полноценно развивать.