Заявление "Укрзализныци" о невыполнении кредитных обязательств если и стали неожиданностью, то только относительно перечня и объема займов, предложенных к реструктуризации. С потерей контроля над Донецкой железной дорогой (ДЖД), падением грузоперевозок ниже десятилетних минимумов и невозможностью переложить данные потери на стагнирующую экономику посредством поднятия тарифов, у компании вряд ли оставались другие варианты.

В условиях, когда Минфин уже около месяца работает с международными кредиторами относительно реструктуризации суверенного и квазисуверенного внешнего долга (еврооблигации «Ощадбанка», «Укрэксимбанка», «Укравтодора», городских советов), судьба еврооблигаций УЗ была практически предрешена.

Основная дискуссия разворачивается относительно целесообразности включения внутренних долгов в перечень предложения по реструктуризации.

Всего долг госмонополии составляет 37,5 млрд грн, из которых 5 млрд грн – долги перед Европейским банком реконструкции и развития и Эксимбанком Кореи, которые были исключены из процесса реструктуризации. Еврооблигационный займ составляет еще 10 млрд грн, соответственно оставшиеся 22 млрд грн – это долги перед внутренними кредиторами, преимущественно банками, причем в общем 11,2 млрд грн составляет российский капитал.

Большой вопрос к менеджменту госмонополии, почему только 25% всех долгов номинированы в гривне, а три четверти - в валюте (доллар – 72%, евро – 2%) – согласно отчетности компании за 1-е полугодие 2014г. В результате девальвации до 21 грн за доллар, вес валютных обязательств превысил 80%, а общий долг компании увеличился с 25,3 млрд грн до 37,5 млрд грн.

Естественно, девальвация гривны более чем на 60% и ежемесячное падение перевозок в среднем более чем на 20% к соответствующему периоду прошлого года на протяжении последних 9-ти месяцев (с августа 2014г по апрель 2015г) преимущественно из-за боевых действий на востоке страны, не могли не отразиться на финансовых результатах компании. Фактически, с лета прошлого года объемы транспортировки железной дорогой находятся ниже десятилетних минимумов. 

Rail-road_2005-2015

Таким образом, вряд ли неплатежеспособность УЗ является надуманной. Более того, работа с комитетом кредиторов должна снять множество вопросов относительно качества активов госмонополии, которые активно муссируются в процессе реорганизации компании в АО.

Учитывая достаточно конструктивную позицию правительства и топ-менеджмента госкомпаний в коммуникации с кредиторами (готовность повышения доходности и отказа от списания долга в случае пролонгации сроков займов), переговоры по УЗ должны быть продуктивными. Это даст возможность компании перестроиться накануне долгожданной реформы, и со временем вернуться на рынок капитала как более прозрачный и надежный заемщик. 

Читайте также Спецтема ЦТС: дефолт "Укрзализныци" (обновляется)