Российская компания в рамках проекта "Победа" собирается освоить 25 млрд долларов на железных дорогах КНДР. Все бы ничего, вот только это тот самый концерн, который прославился грандиозными хищениями во время строительство моста во Владивостоке, в разы завышал смету строительства олимпийских объектов в Сочи и сейчас находится под угрозой банкротства.

Только на строительство двух мостов на остров Русский к саммиту стран АТЭС 2012 года во Владивостоке Россия потратила более 2 млрд долларов. При этом суммарная длина мостов меньше трёх километров. Для сравнения: за такую же сумму китайцы построили мост через залив Ханчжоувань длиной 35,6 километра, а аналогичный по длине мост во Франции обошёлся в 294 млн евро. Генеральным подрядчиком проекта выступал НПО "Мостовик". Впрочем, предела жищений в этом проекте, как оказалось, не было. Каждый воровал на своем уровне. Это было настолько явно, что прокуратуре пришлось даже открыть уголовное дело о хищении металлоконструкций более чем на 96 миллионов рублей.

Сегодня стало известно, что НПО "Мостовик" получит возможность осваивать новый проект – на этот раз в Северной Корее и на сумму более чем грандиозную – речь идет о 25 млрд долларов. Как заявил в Пхеньяне министр по развитию Дальнего Востока РФ Александр Галушка, российские строители и правительство КНДР разработали план реконструкции железных дорог общей протяженностью 3,5 тыс. км. Планируется, в том числе, построить новые участки - в обход Пхеньяна с юга и с севера для перевозки грузов. По словам Галушка, инвестиции предоставит Россия. Правда, учитывая отсутствие ресурсов даже на строительство моста в Крым, непонятно откуда возьмутся деньги для КНДР.

Омское научно-производственное объединение «Мостовик в прошлом году вошло в число 10 крупнейших подрядчиков страны, по оценке Forbes, догоняя в этом неформальном забеге компании, входящие в зону интересов «друзей президента». Интересно, что государственный "Сбербанк" — главный кредитор «Мостовика». 

Уже после скандала со строительством моста во Владивостоке, «Мостовик» набрал в Сочи подрядов более чем на 70 млрд рублей. При этом в тендерах он обошел австрийскую Strabag, которая вскоре отказалась от участия в конкурсах, заявив, что «в российских тендерах победить могут только российские компании, а в зарубежных игроках там не нуждаются».

Как писал российский Forbes, чиновник правительства вспоминал такую историю: вскоре после конкурса на строительство санно-бобслейной трассы Шишов (владелец "Мостовика") пришел к Дмитрию Козаку на доклад и сообщил, что справедливая цена трассы не 3 млрд, а 12 млрд рублей, попросив увеличить финансирование. «Двенадцать, меньше никак», — сказал Шишов.

В 2014 году стало известно, что «Мостовику» отдали подряд на строительстве всех 410 км железной дороги Кызыл — Курагино, которая ведет к огромному Элегестскому месторождению угля в Туве.  Это 180 мостов и 11 км тоннелей, за 195 млрд рублей.

Несмотря на активную поддержку со стороны властей, "Мостовику" не всегда удаётся избегать проблем с правоохранителями. Недавно суд Омска принял решение о взыскании 711,6 млн рублей с гендиректора научно-производственного объединения (НПО) «Мостовик» Олега Шишова в пользу Росбанка. По данным следствия, «Мостовик», получивший в 2013 году госконтракт на строительство окружной дороги Федоровка — Александровка на сумму 1,2 млрд рублей, потратил аванс, выплаченный на покупку стройматериалов, на личные нужды.

Проблемы у концерна  начались с сентября прошлого года. Именно тогда пошел вал исков к компании. По данным «СПАРК-Интерфакса», в 2013 г. в арбитражные суды поступило 226 исков на общую сумму 2,96 млрд руб., а с начала этого года — 164 иска на 1,68 млрд руб. Есть иски и о банкротстве. ООО «Проектный институт реконструкции и строительства сооружений трубопроводного транспорта нефти и газа» («Транснефтегаз») обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском о признании «Мостовика» банкротом.

В конце июня Арбитражный суд Омской области удовлетворил иск НПО «Мостовик» о признании предприятия банкротом и ввел процедуру наблюдения за его финансово-хозяйственной деятельностью. Дальнейшая судьба «Мостовика» будет решаться после рассмотрения отчета временного управляющего, которое назначено на 21 октября.

Чтобы накопить такие долги, компании надо было какие-то объекты не достроить, рассуждает гендиректор агентства Infranews Алексей Безбородов. По его словам, с таким объемом долгов «Мостовику» будет очень сложно претендовать на новые подряды: участие в большинстве конкурсов требует отсутствия дебиторской задолженности, неурегулированных долгов, а кредитная нагрузка не должна быть выше, чем выручка за отчетный период, за который должен быть сдан объект. По-хорошему, компанию надо санировать, уверен Безбородов.

И вот, как манна небесная, корейские подряды на 25 миллиардов долларов и самые первые долгосрочные многократные визы КНДР после их появления.