Присоединяясь к мнению тех отраслевых экспертов, которые призывают не поддаваться панике, считаю важным взглянуть на то, какие уроки должны быть усвоены, а выводы сделаны гражданами в целом и транспортным сообществом в частности.
По стечению обстоятельств, на этой неделе было принято не только судьбоносное решение по Приватбанку, но и истекает срок общественного обсуждения законопроекта "Об особенностях госрегулирования деятельности авиаперевозчиков". Принятие этого нормативно-правового акта важно в контексте имплементации Соглашения об общем авиапространстве (САП) с ЕС.
Чтобы понять, насколько значим этот законопроект, стоит немного разъяснить его суть и основную цель. За его основу был взят регламент ЕС №1008/2008 от 24.09.2008 "Об общих правилах эксплуатации авиационных услуг в ЕС", который регулирует многие аспекты деятельности авиаперевозчиков, главным из которых, по мнению европейских законодателей, является финансовая стабильность, которая оказывает влияние на эксплуатационно-техническое состояние воздушных судов и, как следствие, на здоровье и безопасность пассажиров.
Согласно законодательству ЕС, существует определение Эксплуатационной Лицензии (Operating License), наличие которой свидетельствует о финансовой состоятельности, и Сертификата Эксплуатанта (Air Operator Certificate). Оба документа тесно связаны и не могут существовать в отрыве друг от друга. У нас в стране пока присутствует только второй документ, а первый должен обрести реальность после принятия упомянутого закона.
Внимательно изучив действующий норматив ЕС и украинский законопроект, созданный на его основе, обратил внимание, что отечественная версия отличается от европейского первоисточника несколькими важными аспектами и эти отличия влияют на основную суть законодательного акта.
Рассмотрим вопрос детальнее. В регламенте №1008 существует Раздел 7 "Подтверждение доброй репутации" (Proof of Good Repute), согласно которому лица, управляющие авиакомпанией, должны предоставить доказательства своей добропорядочной деловой репутации и не быть причастными к банкротствам разного рода.
ЕС на законодательном уровне утвердил в авиационной отрасли механизм люстрации для лиц с запятнанной репутацией. В украинском изложении такой раздел напрочь отсутствует.
Для Европы очевидным фактом является необходимость действенного мониторинга деловой и финансовой репутации акционеров и топ-менеджмента авиакомпаний, как предохранительного механизма от умышленных или непредумышленных некомпетентных действий собственников и руководства, которые могут привести к банкротству авиакомпаний, но, что гораздо хуже, – влекут за собой риск для здоровья и безопасности пассажиров.
Иными словами, ЕС на законодательном уровне утвердил в авиационной отрасли механизм люстрации для лиц с запятнанной репутацией. В украинском изложении такой раздел напрочь отсутствует, что во многом ставит под сомнение саму его суть. Надеюсь, что такой важный раздел выпал из украинского законопроекта по небрежности разработчиков, как и некоторые другие принципиальные детали, о чём я в рамках общественного обсуждения уведомил Мининфраструктуры и предложил внести важные коррективы.
Для банковского и авиационного секторов одинаково важно наличие законодательной нормы о деловой репутации собственников и топ-менеджеров, как и важен общественный контроль над тем, как государственные институты, призванные осуществлять мониторинг, выполняют свои функции.
Это приблизит нас к Европе и сделает нашу жизнь, если не лучше, то уж точно спокойнее и безопаснее.