По данным Государственной авиационной службы, воздушные гавани страны в 2014 году сократили пассажиропоток на 28% - до 10,9 млн человек по сравнению с 2013 годом. Правда, есть нюанс: дело в том, что авиационные власти перестали вести учет пассажиров в Симферополе с весны прошедшего года. Поэтому, если акцентировать внимание только на континентальной Украине, то цифра получится несколько иной – минус 22,5%, до 10,8 млн человек. Впрочем, если отбросить еще и показатели разрушенных предприятий Донецка и Луганска, то глубина падения сократится до 19%.
Читайте также 5 главных событий авиаотрасли Украины 2014 года
"Общепринятый критерий, который, определяет либо рост, либо падение объемов авиаперевозок в зависимости от общей экономической ситуации в стране, - это соотношение динамики ВВП и пассажиропотока. Исторически в Украине это соотношение составляло от 1 к 2,5 до 1 к 4. Если ВВП в прошлом году снизился на 7-10%, то падение авиарынка на 25-30%, это вполне закономерное явление, которое отображает спад деловой и туристической активности. На украинского пассажира негативно влияет и ситуация с курсом обмена валют. Как только национальная валюта начинает обесцениваться относительно твердых валют, и нет ясности по срокам стабилизации курса хотя бы на новом уровне, это тут же отражается на принятии пассажирами решений об отказе от полетов.
Например, если люди откладывали себе на отпуск в гривне, а деньги стремительно обесценились. Кроме того, играет роль фактор ограничений на продажу валюты. Если курс обмена стабилизируется, то спрос может частично восстановиться. Военно-политические события отразились прежде все на въездном потоке зарубежных туристов в Украину", - сказал Центру транспортных стратегий партнер консалтинговой компании "Авиаплан" Евгений Трескунов.
Он также добавил, что транзитные потоки через аэропорт Борисполь помогли ему завершить год с меньшим темпом падения, чем в среднем по Украине или в Жулянах. "Транзитный поток изначально был наименее подвержен влиянию событий в Украине. Если иностранцев устраивали цена и качество продукта, они летели с пересадкой в Киеве. Но на нем негативно отразились два фактора. Во-первых, это катастрофа малазийского самолета, после которой пассажиры при покупке авиабилетов готовы были заплатить больше, но выбрать альтернативный Украине маршрут. Во-вторых, для отдельных восточных направлений свою роль сыграл запрет российских властей на пролет украинских авиакомпаний через воздушное пространство РФ. Только в Астану и Алматы продолжительность полета выросла более чем на час в одну сторону. Это неудобно пассажирам и создает дополнительные внеплановые затраты для авиакомпании. Кроме того, после изменения времени прибытия таких рейсов перевозчик должен вносить коррективы в свое расписание, чтобы и далее обеспечивать пересадку пассажиров в рамках своей стыковочной волны", - отмечает Трескунов.
Действительно падение в аэропорту Борисполь оказалось меньше, чем на рынке в целом. Главные воздушные ворота страны обслужили по итогам 2014 года на 13% пассажиров меньше, чем в 2013-м. Показатель аэропорта составил 6,89 млн человек. Количество самолетовылетов в этот период составило 72 тыс., что на 11% меньше прошлогодних показателей. Кроме того, было обработано 25 055 тонн груза (-7%) и 4 881 тонн (-21%).
"Значительное сокращение объемов авиаперевозок на отечественном рынке является ожидаемым результатом экономической и политической ситуации в Украине. Напомним, что основные факторы негативной тенденции на авиарынке - это уменьшение покупательной способности населения, снижение уровня деловой и туристической активности в стране, а также приостановление авиасообщения с Симферополем, Донецком и Луганском", - говорится в сообщении пресс-службы аэропорта.
Дальнейшая ситуация в Борисполе будет зависеть как от событий в стране, так и от состояния базового перевозчика, доля которого в пассажиропотоке 2014 года составила 49,8%. Сегодня МАУ находится в непростом положении, а отношения с аэропортом также складываются не самым лучшим образом. Помимо этого, важно и то, кто сменит нынешнего руководителя Борисполя Евгения Дыхне, работа которого оценивается весьма неоднозначно.
Второй столичный аэропорт – Жуляны – понес значительно большие потери в прошлом году. За счет сокращения рынка внутренних перевозок пассажиропоток упал на 40,7% - до 1,09 млн человек. Количество рейсов сократилось на 40% - до 23,711 тыс. Помимо "ЮТэйр Украина", которая обеспечивала перелеты внутри страны, работу в Жулянах прекратили такие перевозчики, как "Янэйр", Fly Vista. А российская "Трансаэро" снизила интенсивность полетов на московском направлении. Пока что аэропорту удается держаться на плаву благодаря базовому перевозчику – "Визз Эйр Украина".
В аэропорту Жуляны из-за сокращения рынка внутренних перевозок пассажиропоток упал на 40,7%
Правда, сама компания, по предварительным оценкам, снизила в 2014 году объемы перевозок на 25%, то есть примерно до 750 тыс. человек, однако своевременные меры по оптимизации затрат позволили ей снизить убытки. Кроме того, ранее руководство аэропорта заявляло о проведении антикризисных шагов, в частности, сокращению расходов на отопление и оптимизации использования помещений. Напомним, в конце декабря Жуляны перевели все внутренние рейсы, вылетающие из аэропорта, на обслуживание в терминал А, который ранее обслуживал только международные перелеты. Как отмечают в пресс-службе аэропорта, Жулянам все же удалось пережить год без больших финансовых потерь.
Одесский аэропорт в 2014 году обслужил на 19,2% пассажиров меньше, чем в 2013-м. Их число составило 863,9 тыс. человек. При этом потоки на международных направлениях снизились на 21% - до 693,9 тыс. человек, на внутренних – на 11,9%, до 170 тыс. человек. "Сокращение пассажиропотока отражает общие тенденции авиаотрасли Украины в связи с социально-политической и экономической ситуацией в стране. При этом поток на рейсах в дальнее зарубежье сократился на 8,9%, на внутренних – на 11%. Вместе с тем мы наблюдаем динамику восстановления спроса на пассажирские авиаперевозки в Одессе. Так, если в октябре снижение пассажиропотока в сравнении с 2013 годом составляло 21,5%, то в декабре было обслужено лишь на 2,7% пассажиров меньше, чем годом ранее. Все рейсы зимнего расписания выполняются в заявленных ранее объемах. Как и было обещано, с 26 декабря началось выполнение "лыжных" рейсов по маршруту Одесса-Ивано-Франковск, ранее авиакомпания flydubai увеличила частоту собственных рейсов до 2-х в неделю", - сообщили ЦТС в пресс-службе Одесского аэропорта.
Воздушные ворота Львова в минувшем году приняли и отправили 585,2 тыс. путешественников, что на 16,5% ниже уровня 2013 года. Количество пассажиров международных рейсов сократилось на 16,8% - до 479,6 тыс. человек, внутренних – на 15%, до 105,6 тыс. человек.
Днепропетровский аэропорт за отчетный период показал довольно незначительное падение - 1,8% - до 446,8 тыс. человек. Частично это объясняется компенсацией потери Донецкого аэропорта для жителей юго-востока, а также восстановлением работы "Днеправиа", которая в прошлом году практически не летала. "До этого компания взаимодействовала с "АэроСвитом" в рамках альянса, где "Днеправиа" выступала скорее оператором, а "АэроСвит" продавал билеты на всю сеть полетов альянса. Когда же "Днеправиа" осталась в одиночестве, ей пришлось самостоятельно восстанавливать и заново осваивать всю систему продаж и определять географию полетов. Кроме того, когда был закрыт аэропорт Донецка, это частично отразилось и на спросе на внутренние рейсы из Днепропетровска. Именно рост потока внутри Украины позволил свести к минимуму общий спад авиаперевозок через Днепропетровск", - говорит Трескунов.
Впрочем, пока сложно сказать, как сложится судьба предприятия в ближайшем будущем с учетом запрета на полеты в Москву со стороны Госавиаслужбы и обострением военного противостояния на Донбассе, которое может обернуться закрытием воздушного пространства над Днепропетровской областью.
Аэропорт Харьков потерял в прошлом году 27,7% пассажиров, снизившись до отметки 437,5 тыс. человек. При этом международный поток упал на 32,2% - до 356,6 тыс. человек, а внутренний – увеличился на 2,3%. "Незначительный рост внутреннего пассажиропотока обеспечивался за счет увеличения загрузки рейса Харьков-Борисполь", - сообщил Центру транспортных стратегий коммерческий директор аэропорта Владислав Ильин. Он также отметил, что отмена рейсов "Аэрофлота" и сокращение интенсивности полетов Austrian Airlines привели к тому, что потоки на российских и австрийских направлениях были перенаправлены через Киев, что, в свою очередь, позволило заполнить кресла в самолетах, вылетающих в столицу.
Впрочем, есть и предприятия с положительным результатом. Например, аэропорт Ивано-Франковска за счет туристов, путешествующих на горнолыжные курорты Карпат, сумел показать незначительный рост – 1,2% - до 25,2 тыс. пассажиров.
Кроме того, в прошлом году после продолжительного перерыва, наконец возобновили работу воздушные ворота Херсона. В октябре на стамбульском направлении оттуда начала летать авиакомпания Turkish Airlines. Причем, судя по планам перевозчика, проект оказался достаточно успешным, так как с началом летней навигации количество рейсов увеличится с четырех до семи в неделю. Результаты 2014 года в аэропорту выглядят достаточно скромно – 7,9 тыс. пассажиров. Какими они будут в дальнейшем, пока неясно. По мнению экспертов, успех рейса был обусловлен пассажирами из Крыма, в частности, татарской частью населения. Однако решение о транспортной блокаде полуострова может снизить потоки на данном направлении, так как добраться по суше до аэропорта достаточно проблематично.
Читайте также Крутое пике: как украинские авиакомпании потеряли миллион пассажиров