Эхо военных действий продолжает громко звучать в транспортной отрасли. Авиаторы по-прежнему теряют пассажиропоток и ситуация в стране пока не обещает экономике ничего хорошего. Согласно оперативным данным Государственной авиационной службы, в январе-августе текущего года отечественные авиакомпании сократили объемы перевозок на 14,8% - до 4,53 млн человек. При этом заметнее всего просели внутренние перелеты, где потоки снизились на 39,9% - до 475 тыс. человек. Аэропорты Симферополя и Донецка, которые годом ранее обеспечивали игрокам неплохую загрузку, сегодня недоступны.
Читайте также Глава Госавиаслужбы: ожидаем, что пассажиропоток упадет на треть
Авиакомпании Август, последний летний и благоприятный для туризма месяц, также не радует своими результатами. В этот период авиакомпании снизили перевозку пассажиров на 27,1% - до 774,2 тыс. человек. При этом на международных чартерных направлениях показатель снизился на 23,55% - до 278,8 тыс. человек. Причины для таких показателей, пожалуй, все те же: падение платежеспособности клиентов и выжидательная позиция, которую заняли многие из них. Заметно сократилась загрузка московских рейсов, которые ранее считались одними из самых коммерчески привлекательных. Потоки на регулярных международных линиях упали на 22% - до 436,5 тыс. человек.
В связи с ослаблением рынка украинские маршруты покидают некоторые иностранные перевозчики. В частности, в зимнем расписании не будет рейсов таких компаний, как Киев–Цюрих Swiss International Air Lines, Киев–Осло Norwegian Air Shuttle и Киев–Рим Alitalia.
Украинские авиалинии предпринимают свои меры по оптимизации маршрутной сети. В частности, "Визз Эйр Украина" – единственный отечественный лоукост – решил закрыть маршрут Львов–Дортмунд, однако вместо этого добавил в расписание направление Львов–Неаполь, что даст возможность выполнять рейсы из Неаполя во Львов и обратно с последующим возвращением на базу в Киев.
"Принимая во внимание то, что мы прекращаем выполнение рейса Львов – Дортмунд с ноября 2014 года, мы рады объявить об открытии нового рейса из Львова в Неаполь, который наша авиакомпания начнет выполнять с 23 декабря. Неаполь – четвертое направление, куда авиакомпания будет летать из Львова", - говорит генеральный директор "Визз Эйр Украина" Акош Буш.
"Международные авиалинии Украины", которые находятся в непростом положении, недавно получили статус ACC3 (Air Cargo or Mail Carrier operating into the European Union from a Third Country Airport), который дает право на доставку грузов и почты в Европейский Союз из аэропорта государства, не являющегося членом ЕС. Однако это вряд ли поможет флагману компенсировать потери на пассажирских рынках, поскольку они, как правило, повторяют динамику грузовых. В связи с этим сегмент транспортировки товаров по воздуху также страдает, и МАУ активно ищет грузовладельцев, готовых воспользоваться услугами ее самолетов. Пока что неясно, как будут чувствовать себя открывшие новые рейсы в Тбилиси Yanair и FlyVista в преддверии низкого зимнего сезона.
Аэропорты Что касается воздушных ворот, то они повторяют общую негативную тенденцию на рынке. По итогам восьми месяцев текущего года украинские аэропорты сократили пассажиропоток на 23,2% - до 7,625 млн человек. В августе этот показатель упал на 38,4% - до 1,149 млн человек. Практически все крупнейшие гавани страны продемонстрировали падение. В частности, Борисполь по итогам восьми месяцев обслужил на 8,5% пассажиров меньше, чем годом ранее, - 4,673 млн человек. Днепропетровск, который после потери аэропортов Симферополя и Донецка вышел на второе место, показал рост на 10% - до 324,1 тыс. человек. Это объясняется закрытием основных воздушных ворот Донбасса, в результате чего пассажиры из городов Донецкой области вынуждены для своих перелетов использовать аэропорты в соседних регионах, например, Харькове и Днепропетровске.
Сильно пострадал от кризиса в авиационной индустрии киевский аэропорт Жуляны.
Сильно пострадал от кризиса в авиационной индустрии киевский аэропорт Жуляны. По данным Госавиаслужбы, в течение восьми месяцев его пассажиропоток снизился на 37,7% - до 764,7 тыс. человек. Самое сильное падение зафиксировано на внутренних линиях, где количество обслуженных путешественников в январе-августе уменьшилось на 71,5% - до 90,9 тыс. человек. Напомним, что год назад в Жулянах оперировала базовая компания "ЮТэйр Украина", которая концентрировалась в основном на перелетах между украинскими городами и связывала Киев с крупнейшими областными центрами. Более того, в тот момент в ее маршрутной сети были два самых привлекательных направления: Киев–Симферополь и Киев–Донецк. Затем перевозчик практически прекратил свою деятельность, а его нишу пытаются заполнить такие игроки, как "Урга", Yanair и "Мотор Сич".
При этом аэропорт Львов в январе-августе снизил пассажиропоток на 13,6% - до 410,5 тыс. человек, Одесса – на 17,4% - до 587,5 тыс. человек, Харьков – на 16,5%, до 330,1 тыс. человек.
Прогноз Эксперты, как и ранее, предрекают украинской авиации нелегкие времена. "Начало сентября традиционно провальное, но в этом году провал, к сожалению, ожидается на протяжении не только всего сентября, а и всей осени. Мой прогноз: не выше 60% к прошлому году отдельно за осень и в целом за год - 70%. Деловая активность населения в связи с продолжающимися военным и экономическим кризисом намного ниже ожидаемых показателей, транзитных потоков не прибавилось. Наоборот: они продолжают сокращаться. Если основными бизнес направлениями прошлого года были Москва, страны Западной Европы и Средиземноморья, то сейчас нет маршрутов, на которых можно было бы похвастаться высоким спросом", - сказал Центру транспортных стратегий директор компании "Стиль Авиа" Евгений Хайнацкий.
Он также добавил, что Украина становится менее привлекательной для зарубежных авиакомпаний, что является первым признаком глубокой стагнации рынка, которая может продлиться не один год. "Мы должны быть готовыми к переменам рынка и встретить их с антикризисными программами на каждом предприятии и в отрасли в целом", - подытожил эксперт.