Из-за военно-политических событий, девальвации гривны и повышения цен на топливо украинцы откладывают поездки до лучших времен, а иностранцы, которые следуют через нашу страну транзитом, выбирают альтернативные маршруты. К тому же, антитеррористическая операция на Востоке парализовала работу аэропорта Донецк. О том, как отразились эти события на пассажиропотоке, и как перевозчики выходят из положения, Центру транспортных стратегий рассказывает глава Государственной авиационной службы Денис Антонюк.

Читайте также Интервью с "Визз Эйр Украина": сильнее всего ситуация ударила по Донецку

Как Вы оцениваете ситуацию на рынке пассажирских авиаперевозок?

В апреле 2014 года объемы перевозок снизились на 22,7%, а за 22 дня мая – на 25,1%. Причем эти данные пока не учитывают ситуации с аэропортом Донецка. А это значит, что итоговая цифра за этот месяц покажет еще более стремительное падение, поскольку он всегда находился в пятерке лидеров по пассажиропотоку. Поэтому по итогам месяца снижение, скорее всего, превысит 30%.

Сейчас перевозчики ищут пути выхода из положения. Часть авиакомпаний отдает самолеты в мокрый лизинг и таким образом зарабатывает в других странах. МАУ старается заменить одни рейсы другими, чтобы сбалансировать потоки. Ведь из хаба гораздо труднее изъять самолет, поскольку его изъятие влияет не на один маршрут, а на целый веер. И решение проблемы таким способом мне нравится значительно больше: уменьшился пассажиропоток на Новосибирске, его заменили пассажиры из Кишинева, проблемы с Екатеринбургом – есть новые пассажиры из Тегерана или Эрбиля. То есть связка аэропорт-авиакомпания пострадала значительно меньше, чем если бы самолеты просто вывели за границу.  Хотя дочерним структурам иностранных авиалиний несколько проще: они просто возвращают самолеты материнским компаниям.

"Пассажиропоток на российских направлениях упал очень сильно. В связи с этим украинские перевозчики сокращают количество направлений в РФ"

Каковы Ваши прогнозы на 2014 год?

С учетом сложившейся политической и экономической ситуации мы ожидаем падения пассажиропотока на уровне 30% по итогам 2014 года. Правда, в случае ее стабилизации, а также роста платежеспособности населения возможно повышение активности на рынке и корректировка прогнозов.

Насколько снизились объемы перевозок на российских направлениях?

Пассажиропоток на российских направлениях упал очень сильно. В связи с этим украинские перевозчики сокращают количество направлений в РФ. Например, МАУ закрывает такие маршруты, как Новосибирск, Екатеринбург, Нижневартовск. Очень сильно просела Москва. Например, "Аэрофлот" на линии Киев-Москва сократил интенсивность полетов с 5 до 4 в день, МАУ – с семи до двух, "Сибирь" – с трех до одного.

Как продвигается подготовка к подписанию договора о Едином авиационном пространстве с Евросоюзом?

Мы рассчитываем подписать соглашение 5 июня. С нашей стороны никаких возражений и препятствий для этого нет. Европейская сторона пока что не подтвердила факт окончательного решения проблемы Гибралтара. Тем не менее, мы готовимся к 5 июня.

Как сегодня функционирует аэропорт Донецка?

К сожалению, запреты на полеты нужно будет продлевать. Аэропорт под контролем военных, и сегодня там нет специалистов, которые  проверят состояние взлетно-посадочной полосы, светосигнального оборудования и других систем. С учетом того, что в регионе проводится АТО, необходимо, удостовериться, что там действительно все безопасно  (включая осмотр объектов специалистами-саперами). Мы постараемся информировать о продлении ограничений заблаговременно, чтобы пассажиры имели возможность перебронировать билеты на рейсы из Днепропетровска и Харькова вместо Донецка.

"Европейская сторона пока что не подтвердила факт окончательного решения проблемы Гибралтара. Тем не менее, мы готовимся к 5 июня"

Удалось ли продолжить диалог с властями Узбекистана относительно авиасообщения между Киевом и Ташкентом?

Переговоры ведутся, но, к сожалению, сегодня нам не удалось достичь финальных решений  по ряду технических и коммерческих вопросов эксплуатации маршрутов, в том числе и в части выделения временных интервалов (слотов) в аэропорту Ташкент для украинского перевозчика, как это предусмотрено статьей 3 межправительственного соглашения о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта.

Мы готовы продолжать диалог и с целью решения имеющихся спорных вопросов проводить двусторонние встречи.  Я надеюсь, что нам все же удастся найти компромисс и выстроить взаимовыгодную схему сотрудничества, таким образом, что бы значительно улучшить авиасообщение между странами  и максимально использовать транзитные возможности обоих аэропортов. Потенциал-то огромный!