Узбекские авиаторы развернули наступательную операцию в западном направлении. Посольство республики распространило пресс-релиз, в котором обвинило авиакомпанию "Международные авиалинии Украины" (МАУ) и Государственную авиационную службу в ущемлении интересов своего национального перевозчика – НАК "Узбекистан хаво йуллари" (Uzbekistan Airways). Согласно сообщению, он прекратит полеты между Киевом и Ташкентом, если сторонам не удастся найти компромисс.
В чем же причина конфликта? В посольстве утверждают, что украинские перевозчики в последние годы оказывали на Uzbekistan Airways "жесткое и бескомпромиссное" давление, чтобы получить необходимые слоты. Дипломаты открыто заявляют: действия проводятся с активным привлечением авиационных властей нашей страны, которые якобы угрожают "Узбекистан хаво йуллари" запретить полеты в города Украины.
"Ими запрашиваются слоты в тех временных рамках, которые уже исторически используются другими авиакомпаниями на протяжении многих лет. В этом процессе полностью игнорируются возможности аэропорта, и отсутствует конструктивный подход украинских перевозчиков. В настоящее время авиакомпания "Международные авиалинии Украины" также использует данный нецивилизованный подход, оказывая давление на узбекскую сторону с целью получить конкретные слоты международного аэропорта Ташкент. При этом, МАУ понимает, что смогут получить конкретный слот (исторически не принадлежавший авиакомпании) только в том случае, если аэропорт откажет в слоте другой авиакомпании, выполняющей исторические рейсы в это же время, что недопустимо для аэропорта. Представляется логичным, если МАУ сама договорится с другой авиакомпанией, которая предоставит ей свои слоты", - отмечается в пресс-релизе.
В МАУ заявление посольства вызвало удивление. Ведь авиакомпания до этого не летала из Киева в Ташкент и решила занять данную нишу только после банкротства "АэроСвита". К тому же, запросив слоты в столице Узбекистана на период летней навигации 2013 года, перевозчик получил подтверждение за месяц до окончания сезона. Это позволяло ему выполнить не более шести рейсов до 29 октября и было лишено какого-либо смысла без подтверждения мест в зимнем расписании.
Слоты, которые запрашивали МАУ, по мнению украинского перевозчика, не наносят никакого ущерба "Узбекистан хаво йуллари", однако являются необходимым условием для обеспечения транзита.
Слоты, которые запрашивали МАУ, по мнению украинского перевозчика, не наносят никакого ущерба "Узбекистан хаво йуллари", однако являются необходимым условием для обеспечения транзита. В частности, предприятие выразило желание вылетать из Киева по четвергам и субботам в 20:10 по местному времени, а из Ташкента – по пятницам и воскресеньям в 5:55 по местному времени.
"Слоты, которые запрашивала авиакомпания, связаны с необходимостью обеспечивать стыковки, предлагая пассажирам удобное расписание, генерировать транзитные потоки через аэропорт Борисполь, что позволяет увеличить экспортную выручку страны. Дневное время прилета/вылета рейсов, которое предложила узбекская сторона, неприемлемо для нас, поскольку полностью нарушает наше расписания и лишает пассажиров возможности продолжить путешествие другими рейсами МАУ с пересадкой в Киеве", - сказала Центру транспортных стратегий пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
Аргумент аэропорта о необходимости лишить слота другую авиакомпанию, которая "исторически" выполняет рейсы в это время, в МАУ встретили с недоверием. Что, впрочем, неудивительно, поскольку в запрашиваемый период аэропорт обслуживает только пять международных рейсов в то время, как в другие дни – до шести и более. По данным МАУ, аэропорту предлагались любые два дня на усмотрение узбекской стороны (кроме двух дней подряд) в неделю с временным лагом в три часа, но подтверждения так и не получила. С точки зрения украинского авиаперевозчика, целью не допустить выход МАУ на маршрут Киев – Ташкент –Киев является сохранение монопольного положения "Узбекистан хаво йуллари", которая объединена в единый холдинг с аэропортом Ташкента.
Узбекская сторона решила раскритиковать не только украинскую авиакомпанию, но и авиационные власти. "Также важно принять во внимание, что узбекская сторона, не нарушившая ни одного условия (межправительственного – ЦТС) соглашения, до настоящего времени не может получить разрешения Государственной авиационной администрации Украины на выполнение регулярных рейсов НАК по маршруту Ташкент-Киев-Ташкент в период зимней навигации 2013/2014, с аргументацией отсутствия необходимого согласования коммерческих вопросов с назначенным украинским перевозчиком", - сетуют в посольстве. И возмущенно добавляют: такие действия, точнее – бездействие, ограничивает возможности "Узбекистан хаво йуллари" по продаже билетов на зимнюю навигацию. Получить комментарий Госавиаслужбы не удалось.
В результате узбекский перевозчик грозится прекратить полеты, если сторонам не удастся прийти к консенсусу. А посольство приглашают украинскую делегацию на переговоры в Ташкент "в целях предотвращения в дальнейшем разногласии двух авиационных властей и ухудшения сотрудничества в области воздушных сообщений между двумя странами".
Готовность к диалогу подтвердили в МАУ. "Со своей стороны мы готовы встречаться, вести переговоры и искать цивилизованный компромисс с целью обеспечит максимальные удобства для пассажиров, как с точки зрения расписания, так и с точки зрения цен на авиаперелета, адекватный уровень которых возможен лишь в условиях здоровой конкуренции", - отметила Сацкая.
Что же касается угроз узбекской авиакомпании, то вряд ли сам перевозчик и аэропорт Ташкента будут заинтересованы в прекращении полетов, которое сыграет на руку таким российским гигантам, как "Аэрофлот" и "Трансаэро".