Бытует мнение, что женщины и управление инфраструктурными, либо транспортными компаниями  – мало совместимо. Но это лишь стереотип. На самом деле, ситуация выглядит несколько иной. В мире найдется не один десяток транспортных компаний, которые управляются женщинами. Из всех сегментов отрасли больше всего преуспела авиационная отрасль. К примеру, сегодня насчитывается более десяти авиакомпаний, где управляют представительницы прекрасного пола. Одна из них – Сайза Мзимела из Южной Африки – недавно основала собственную авиакомпанию. А имя главы британского лоукоста EasyJet Каролин МакКолл не сходит с полос мировой печати. В других сегментах отрасли также есть руководительницы, но их заметно меньше. В преддверии 8 марта мы решили рассказать о пяти женщинах, которые сильно преуспели на рынке транспорта и инфраструктуры и чьи имена в мире знает каждый толковый менеджер-транспортник.

Читайте также Женское дело: десять лучших женщин министров транспорта

Почти 40 млн пассажиров в год. Керри Мейзер (аэропорт Сидней)

Керри Мейзер начинала свой трудовой путь еще в юности, подрабатывая в аптеке отца. Там она усвоила один главный постулат: клиент прежде всего. "Обслуживание клиента является ключевым и начинается с фразы "Могу ли я вам помочь?", – вспоминает Керри. Несмотря на это, образование она получила в Университете Нового Южного Уэльса в области коммерции. После окончания вуза Керри попала в финансовую компанию Macquarie Capital. Вся дальнейшая судьба связана именно с этой структурой. 18 лет Керри Мейзер проработала на должности инфраструктурного специалиста. Она оценивала и вела инвестиционные проекты компании в области инфраструктуры, главным образом, в авиации.

В 2002 году карьера Керри кардинально изменилась. Правительство Австралии передало главный аэропорт страны – Сидней – в концессию на 99 лет. Новым владельцем воздушной гавани стала компания Macquarie Airports (MAp Airports). Через десять лет, в июле 2011 года, она стала непосредственным директором аэропорта. "В некотором смысле я случайный директор", – вспоминает Керри. Но это лишь отговорки, ведь на эту должность ее выдвинули акционеры аэропорта, которые были хорошо осведомлены об опыты Керри Мейзер в аиации.

С момента приватизации MAp Airports инвестировал в аэропорт Сидней порядка 2,7 млрд долларов. Главным направлением своей деятельности Керри Мейзер сделала работу с авиаперевозчиками. Аэропорт стал базой для двух групп авиакомпаний: Qantas и ее дочерний лоукост Jetstar с одной стороны, с другой – Virgin Australia и ее партнеры. Сотрудничество с этими перевозчиками позволяет удерживать лидерство по пассажиропотоку в Австралии. А в прошлом году аэропорт Сидней установил новый рекорд – 39,7 млн пассажиров. К 2033 году этот показатель планируется увеличить до 74 млн пассажиров.

Малазийский трудоголик. Эйрин Омар (Air Asia)

"Успех требует напряженной работы, настойчивости, целеустремленности и дисциплины", – такое жизненное кредо исповедует директор авиакомпании AirAsia Эйрин Омар. Но при этом глава наибольшего лоукоста Азии отличается особой скромностью, которую также считает неотъемлемой частью успеха. Несмотря на частые появления на публике, все интервью Эйрин и мероприятия, в которых она принимает участие, касаются только работы.

Что касается целеустремленности и настойчивости, то здесь Эйрин очень преуспела. В авиационной сфере она работает не так давно – с 2006 года, когда она попала в AirAsia. До этого времени она накопила солидный менеджерский опыт. Эйрин получила экономическое образование в лучших вузах мира – Лондонской школе экономике и Университете Нью-Йорка. Около десяти лет она проработала в финансовой сфере: в офисах Deutsche Bank Securities в Лондоне и Нью-Йорке, затем – в финансовой компании, торгующей акциями и другими ценными бумагами. После возвращения в Малайзию в 2001 году работала в местных финансовых учреждениях, в том числе в крупнейшем банке страны – Maybank, где ей пришлось заниматься реструктуризацией и выплатой долга в размере 1,6 млрд долларов.

В AirAsia Эйрин Омар работает с 2006 года, когда была назначена директором по корпоративным финансам. Несмотря на финансовый кризис 2008 года, AirAsia удалось накопить достаточно средств для увеличения флота и создания совместных и дочерних предприятий. В результате, компания превратилась в группу. Эйрин Омар сыграла важную роль в переговорах о покупке 200 самолетов Airbus A320neo, которые проводились в июне 2011 года на Парижском авиасалоне. Стоимость сделки равна 18 млрд долларов.

После назначения на должность главы AirAsia Эйрин Омар озвучила главную свою задачу: "Моя самая сложная задача состоит в том, чтобы сохранить наше лидерство на рынке". По прошествии трех лет можно с уверенностью сказать, что с этим она справилась. Пассажиропоток авиакомпании AirAsia и ее "дочек" вырос в 1,5 раза – с 34,1 до 50,7 млн человек. AirAsia в очередной раз подтвердила статус наибольшего лоукоста Азии, а в общем списке авиакомпаний AirAsia поднялась на третью позицию, обогнав таких перевозчиков как Emirates All Nippon Airways. При этом чистая прибыль AirAsia в 2015 году выросла в шесть раз – с 20 до 131 млн долларов.

Читайте также Каждый может летать: как потомок конкистадоров создал крупнейшего лоукостера Азии

Профессор-железнодорожник. Чой Ён Хэ (Korail)

В октябре 2013 года главой Корейской железнодорожной корпорации Korail стала Чой Ён Хэ. Это первая женщина, возглавившая ж/д компанию в Южной Корее. На церемонии представления новая директриса Korail отметила: "Современные железные дороги создают новый двигатель для экономического роста с помощью новейших технологий. У меня есть новое видение для Korail, для счастья всех, что подразумевает решающую роль, которую железные дороги будут играть в охране окружающей среды и улучшении жизни людей".

О ж/д транспорте Чой Ён Хэ знает много, ведь много лет она была профессором Корейского национального железнодорожного колледжа, а с 2007 по 2011 годы – его президентом. Помимо преподавательской деятельности, Чой Ён Хэ учавствовала в реформировании ж/д отрасли: она входила в состав комитета по реструктуризации Корейских железных дорог (Korean National Railroad, KNR). С 1 января 2005 года KNR была разделена на две компании – Korail (оператор грузовых и пассажирских перевозок) и Korea Rail Network Authority (оператор инфраструктуры).

Насущной проблемой для Чой Ён Хэ является возобновление ж/д сообщения с Северной Кореей. Пока что особых результатов в этом вопросе не достигнуто, но есть первые начинания. Чой Ён Хэ занималась этой проблемой во время преподавания. Сейчас она всячески популяризирует идею Транскорейской магистрали, которая станет ключом к объединению двух стран. В октябре прошлого года на станции Дорасан, вблизи северокорейской границы, была открыта специальная экспозиция, посвященная объединению.

Среди других проектов Чой Ён Хэ – дальнейшее развитие скоростного сообщения. В начале февраля в аэропорту Инчхон был запущен поезд на магнитной подушке. На маршруте будут курсировать беспилотные поезда, которые будут передвигаться со скоростью до 110 км/ч.

На страже семейных ценностей. Ане Мэрск Уггла (AP Moller-Maersk)

Ане Мэрск Уггла является одной из самых влиятельных женщин Дании. Она – наследница судоходной империи Maersk. Несмотря на немолодой возраст (67 лет), Ане Мэрск Уггла активно участвует в управлении компанией. Несколько дней в неделю она живет в Копенгагене, где находится главный офис Maersk. Остальное время – в Стокгольме, откуда родом ее муж. В 2012 году умер отец Ане – Арнольд Мёллера, и она возглавила фонд A.P. Møller Foundation, который управляет холдингом Maersk. Долгое время отношения отца и дочери были непростыми. Арнольд Мёллер не желал приобщать дочь к судоходству, считая его истинно мужским занятием. В результате она просто сбежала к мужу в Стокгольм. Однако в 1986 году суровый отец изменил свое мнение, и Ане Мэрск Уггла вошла в состав правления группы, а в 2010 году стала ее вице-президентом.

Характерной особенностью работы наследницы является приверженность семейным ценностям. "По моему мнению, они высечены из камня, и могут стоять вечно. Один из моих сыновей сказал, что ценности значат гораздо больше, чем любой человек, независимо от его трудового стажа или наследства", – считает Ане Мэрск Уггла. Несмотря на определенный консерватизм, в группе Moller-Maersk приветствуются новшества. Одним из них стало увеличение количества женщин, работающих в компании. "Это очень плохо, и я говорю, как вице-президент компании AP Moller-Maersk, что у нас среди топ-менеджеров только одна женщина". Сейчас в Совете правления работают три женщины.

Прошедший год выдался для Maersk непростым. С одной стороны, компании удалось сохранить лидирующие позиции на мировом рынке контейнерных перевозок. Сегодня порядка 15% мирового контейнерного флота принадлежит Maersk. С другой, падение цен на нефть и удешевление фрахтовых ставок сильно отразилось на финансовых показателях компании. Только за последний квартал 2015 гола Maersk получила 2,5 млрд долларов чистого убытка. Несмотря на это, руководство компании с оптимизмом смотрит в будущее.

Железная королева. Джина Райнхарт (Hancock Prospecting)

В 2015 году самым богатым жителем Австралии вновь признана Джина Райнхарт. Эту номинацию она удерживает пятый год подряд, несмотря на сокращение размера состояния. Если в 2012 году ее богатство оценивалось в 18 млрд долларов, то в 2015 году – в 12 млрд долларов. Значительную часть состояния Джина унаследовала от своего отца – железорудного магната Лэнга Хэнкока. Но она не бездумно ими распоряжается, а постоянно работает над приумножением.

Джина известна в Австралии своей одиозностью. К примеру, как-то она выдвинула идею об отделении штата Западная Австралия, где находится львиная доля запасов полезных ископаемых, от Австралийского союза. Кроме того, от отца Джин унаследовала сложный характер и настойчивость. Доказать свою правоту в разговоре с ней – из разряда фантастики. Эти черты помогают в работе, но мешают личной жизни, где Джине не так везет, как в бизнесе. Она была дважды жената. Первый муж был младше ее, они развелись после 8 лет совместной жизни. Второй муж – Фрэнк Райнхарт – был на 30 лет старше Джины. Со вторым мужем она была счастлива, но второй брак привел к напряженным отношениям с отцом. Лэнг Хэнкок помирился с дочерью только в начале 1990-х, после смерти Фрэнка Райнхарта.

Джина Райнхарт владеет горнодобывающей компанией Hancock Prospecting. Она принадлежит к числу тех грузовладельцев, которые уделяют большое внимание развитию инфраструктуры. Кроме того, Hancock Prospecting сотрудничает и с потребителями – преимущественно из Китая, Южной Кореи и Японии. В частности, в 2011 году на северо-западе Австралии стартовал проект Рой-Хилл. Он включает в себя разработку месторождения железной руды в 280 км от Порт-Хедленда, строительство железной дороги к порту, сооружение портового терминала, а также возведение в пустыне аэропорта. В проекте задействованы азиатские инвесторы: POSCO (Южная Корея), Marubeni (Япония), China Steel Corporation (Китай). Объем капитальных инвестиций оценивается в 7 млрд долларов. Разработка месторождения позволит добывать до 55 млн тонн руды в год.

Для реализации проекта Джина Райнхарт предлагала провести дноуглубительные работы в гавани Порт-Хедланда с помощью ядерного взрыва. Естественно, от этой идеи отказались, но реализация проекта продолжилась. Месторождение было подготовлено для промышленной разработки. Посреди пустыни соорудили вахтенный поселок с аэропортом, способным принимать самолеты Boeing 737. Сейчас авиакомпания Qantas доставляет персонал из Перта. Кроме того, из Рой-Хилла к Порт-Хедланду проведена железная дорога. В декабре 2015 года в порту Порт-Хедланда отгружена первая партия руды, а 1 февраля 2016 года месторождение было официально открыто.

Читайте также Дочь рудокопа: что мешает Джине Райнхарт стать самой богатой в мире