Мужчина, женщина, профильное образование? Это не столь важно, главное быть опытным и эффективным менеджером. В то же время, в ряде скандинавских стран даже этот тезис уже немного устарел. Там, наоборот, пытаются отдавать транспорт и инфраструктуру как раз в руки женщин, по факту дискриминируя мужчин. К примеру, в Норвегии последние 12 лет министрами транспорта были только женщины. Эта тенденция была прервана лишь в октябре 2013-го, когда министром транспорта и связи стал мужчина. За время правления четырех женщин-министров (2001-2013 годы) в Норвегии было построено несколько высокоскоростных ж/д веток, где поезда могут развивать скорость до 250 км/ч. Для изрезанной горами и фьордами страны это большое достижение. Отметим, что на сегодняшний день в одиннадцати странах Европы транспортом рулят женщины.
Читайте также: Тоже люди: пять самых неординарных министров транспорта
Молодость и амбиции Урвэ Пало (Эстония)
26 марта 2014 года в Эстонии было утверждено новое правительство во главе с молодым премьером Таави Рыйвасом. Молодость и амбиции стали изюминкой правительства. Министерство экономики и инфраструктуры возглавила Урвэ Пало. Транспорт для нее – отрасль новая, но, как показывает биография, эта женщина показала свою успешность не в одной сфере. В 1994-м она закончила Тартусский университет и получила степень магистра делового администрирования (МBА). После этого госпожа Урвэ десять лет проработала в международной строительной компании. Затем попробовала себя в политике: сначала на должности министра населения и этнических вопросов, затем – в органах местного самоуправления, а в 2011 году была избрана в парламент Эстонии. На должности министра экономики и инфраструктуры Урвэ Пало есть чем похвалится. Осенью прошлого года пассажиропоток на железных дорогах Эстонии достиг 14-летнего рекорда. В то же время, в ближайшем будущем грузопотоки как на ж/д, так и в портах страны могут упасть до катастрофических размеров из-за зависимости от российских грузов. Так что министерству есть над чем работать.
Внутреннее дело. Олоф Нордаль (Исландия)
Как это ни удивительно, но в Исландии за транспорт отвечает министр внутренних дел. Такое чудное ведомство возникло в 2011 году в результате слияния Министерства связи и Министерства правосудия и прав человека. Возглавляет его Олоф Нордаль. Несмотря на небольшой министерский опыт, госпожа Нордаль не новичок в исландской политике: с 2007 года она регулярно избиралась в парламент страны. Да и управленческого опыта у нее предостаточно. Свою карьеру Олоф Нордаль начинала именно с транспортной сферы. Так, в 1996 году она возглавила департамент в тогдашнем Министерстве транспорта и связи Исландии. Затем несколько лет работала юристом на Исландской фондовой бирже. А в 2002-м судьба закинула Нордаль в энергетику: сначала в энергогенерирующую компанию Landsvirkjun, затем – в RARIK (оператор электросетей в Исландии).
Министр мобильности. Жаклин Галан (Бельгия)
До того, как стать федеральным министром мобильности Бельгии (11 октября 2014 года) Жаклин Галан сделала успешную карьеру в политике, но все начиналось с родного городка Жюрбиз. Окончив Католический университет, госпожа Жаклин начала свою трудовую деятельность в партии своего отца Жака Галана, мэра Жюрбиза. Спустя несколько лет, в 2001 году, она сменила своего отца на должности мэра. После этого ее карьера пошла вверх. В 2003-м она была избрана депутатом в Палату представителей Бельгии. Впоследствии неоднократно переизбиралась на эту должность. Кроме политики, Жаклин Галан поработала и в других сферах: она возглавляла и региональный телеканала Tele MB, и научный парк Parc d'aventures scientifiques et de societe, созданный на базе бывшей шахты. Как видим, транспортная сфера – новая область для Жаклин Галан. Но, имея большой политический опыт, она сможет показать себя эффективным министром.
Делегат во власть от PKP Мария Васяк (Польша)
Мария Васяк была назначена министром инфраструктуры и развития Польши 22 сентября 2014 года. В транспорте она не новичок и имеет солидный послужной список. Как юрист по образованию, госпожа Васяк некоторое время работала советником в нескольких политических силах. В конце 1990-х будущая министр получила второе образование, закончив Экономическую академию в Познани. Впоследствии она возглавила аппарат тогдашнего министра транспорта Тадеуша Сырыйчика (декабрь 1998 – июнь 2000-го). Дальнейшая судьба Марии Васяк была связана исключительно с транспортом, а именно с Польскими железными дорогами (PKP). Здесь она успела поработать на многих должностях, среди которых директор PKP Przewozy Regionalne (пригородные перевозки), директор бюро приватизации. А в декабре 2010 года Мария Васяк возглавила и весь холдинг PKP, где проработала до апреля 2012 года.
Президент и министр в одном лице Дорис Лойтхард (Швейцария)
В какой стране президент может стать главой транспортной отрасли? Как это ни странно, но такое может случиться только в Швейцарии. Итак, 1 ноября 2010 года председателем Федерального департамента окружающей среды, транспорта, энергетики и связи стала Дорис Лойтхард. На тот момент она занимала должность Президента Швейцарской Конфедерации. Такое совместительство продолжалось только два месяца – до конца года, когда у Лойтхард истек мандат президентства. А вот с транспортом госпожа Дорис не расстается и по сей день. Об уровне развития инфраструктуры лишний раз напоминать не стоит. Но даже в такой стране существуют проблемы. К примеру, в начале нынешнего года контролирующие органы конфедерации оштрафовали 11 авиакомпаний за картельный сговор.
Пассажир прежде всего Паула Рисикко (Финляндия)
Паула Рисикко, хоть и является министром транспорта и местного самоуправления Финляндия меньше года (с 24 июня 2014 года), но она уже успела запомниться финнам. Транспорт Финляндии является одним из лучших в ЕС. Казалось бы, куда лучше. Но, по мнению госпожи Рисикко, есть куда. Она неоднократно заявляла, что транспорт в Финляндии должен стать более удобным и комфортным для пассажиров. Способствовать этому должны мобильная связь и информационные технологии. Уже сейчас в Финляндии разрабатывается новый вид сервиса, который объединит транспортные услуги и мобильную связь. А еще Паула Рисикко любит повторять, что транспорт должен не вредить здоровью людей. В этом она толк знает, поскольку долгое время работала в сфере здравоохранения, а в 2011-2014 годах даже возглавляла профильное ведомство.
Энергия отрасли Зорана Михалович (Сербия)
Министр-женщина – явление достаточно редкое в Сербии. Тем более если речь заходит о министре строительства, транспорта и инфраструктуры. Но с 27 апреля прошлого года эту должность занимает Зорана Михалович. Как и многие участницы данного рейтинга, она до своего назначения была слабо связана с транспортом. Михалович имеет экономическое образование, в 2001-м даже защитила докторскую на тему «Энергетическое и экономическое развитие: Анализ взаимозависимости Сербии и стран Европейского Союза». Около 10 лет будущая министр проработала в энергетической компании «Електропривреда Србије» (ЕПС). Не удивительно, что перед тем как занять нынешнюю должность, Михалович два года, с 2012 по 2014-й, возглавляла Министерство энергетики, развития и зашиты окружающей среды. В транспортной сфере на долю госпожи Зораны выпало курировать модернизацию железных дорог Сербии, которая осуществляется при непосредственном участии РЖД. Отметим, что энергетика и инфраструктура являются основными сферами сотрудничества между Россий и Сербией.
Министр-пацифист. Анна Юханссон (Швеция)
Анна Юханссон была назначена министром инфраструктуры Швеции 3 октября 2014 года. После своего назначения госпожа Анна главным своим приоритетом обозначила «инновации и эффективность» как базовые для развития инфраструктуры Швеции. Стоит отметить, что она, как и ее бельгийская коллега, не имеет опыта работы в транспортной сфере. Однако для Швеции это не помеха. Уже не первое десятилетие ведомство возглавляет женщина без профильного образования либо соответствующего опыта. Как видим, это совсем не мешает развитию инфраструктуры Швеции. С другой стороны, госпожа Юханссон имеет достаточный опыт работы в органах местного самоуправления. С 1999 года она неоднократно избиралась в городской совет Гетеборга, а в 2009-2014 годах была заместителем мэра. На шее у Анны несменно кулон с эмблеймой пацифизма - как напоминание о бурной юности.
Портовик в юбке Лиза Рэйт (Канада)
15 июля 2013 года в Канаде случилось необычное событие. Впервые в истории страны Министерство транспорта возглавила женщина – Лиза Рэйт. Так сложилась судьба, что химик и юрист по образованию перед тем, как возглавить Министерство, госпожа Лиза несколько лет проработала в Портовой администрации Торонто (оператор аэропортов и гаваней в Торонто), а в 2002-2008 годах даже возглавляла ее. Именно Лизе Рэйт удалось решить земельные споры, возникшие вокруг аэропорта Торонто. Однако впоследствии она подалась в политику: в 2008-2010 годах была министром природных ресурсов, а в 2010-2013 годах – министром труда.
Министр страны велосипедов Мелани Шульц ван Хэген (Нидерланды)
Наиболее опытным министром в представленном списке является Мелани Шульц ван Хэген. На должности министра инфраструктуры и окружающей среды она работает более четырех лет – с 14 октября 2010 года. До этого, госпожа Мелани с 2002-го по 2007-й была госсекретарем по вопросам транспорта, общественных работ и управления на воде. Основным слоганом работы «главной транспортницы» Нидерландов является максимизация каждого евро, вложенного в инфраструктуру. Среди последних нововведений в транспортной отрасли страны следует отметить тестирование самоуправляющихся автомобилей. Сама министр лично уже прокатилась на таком авто. Напомним, что ранее в Нидерландах были открыты «умные дороги».
Читайте также Пять не железнодорожников, которыми гордятся железные дороги