В Украине не утихают споры, может ли железнодорожного оператора возглавить не железнодорожник. Вопрос, кажется, во многом странным и люди задающие его, скорее всего, не совсем понимают, что задачи главы УЗ – это, в первую очередь, вопросы аудита, поиска финансирования, грамотное управление и построение доверия клиентов (пассажиров, грузоотправителей). Для этого не обязательно разбираться в технических нюансах различных видов подвижного состава, погрузки-выгрузки полувагонов, или работы стрелочных переводов на путях. В нашей стране сложилась парадоксальная ситуация, когда корпоративная культура полностью закрытого от мира госмонополиста отторгает современных топ-менеджеров, идентифицируя их как "чужаков". Возможно с целью самосохранения? Но нужен ли стране такой погрязший в коррупции дряхлеющий динозавр, который рычит каждый раз, когда к нему приближаются с целью подлечить.
Ставка на банкиров
PKP Cargo: Лукаш Боронь (Łukasz Boroń) и Адам Пурвин (Adam Purwin)
Лукаш Боронь возглавил второго по грузообороту железнодорожного перевозчика Евросоюза PKP Cargo в феврале 2013 года и к концу того же года триумфально вывел его на биржу. За 49,7% акций компания получила около 330 млн евро, что значительно превысило ожидаемый эффект. Этот успех во многом вязан с тем, что государство, которое контролирует перевозчика, сделало ставку на молодую команду топ-менеджеров. До своего назначения Лукаш Боронь работал в PKP Cargo всего несколько месяцев. Пришел в железнодорожную отрасль из венского офиса Erste Group Bank AG Investment Banking, до этого четыре года занимал пост заместителя директора консалтинговой компании KPMG Corporate Finance в Польше. Через несколько месяцев после триумфа на Варшавской бирже Лукаш Боронь подал в отставку и передал бразды правления Адаму Пурвину, который пришел в PKP Cargo с крупнейшего польского банка PKO BP.
Из нефтепереработки к пассажирам
České dráhy: Павел Кртек (Pavel Krtek)
Павел Кртек возглавляет Чешские железные дороги (České dráhy) с ноября 2014 года. Пришел в железнодорожную отрасль с нефтепереработки. Свою карьеру он начал в компании Lafarge Cement, затем девять лет отдал группе Unipetrol (занимается переработкой нефти и нефтетрейдингом, 62,99% контролирует PKN Orlen). Здесь он занимал пост финансового директора железнодорожного подразделения Unipetrol Doprava, в дальнейшем – финансового директора НПЗ в Пардубице. 21 февраля 2014 года Кртек перешел в České dráhy, где отвечал за финансовые вопросы. После отставки предыдущего главы компании Даниеля Куруча, правление отдало предпочтение 45-ти летнему Павелу Кртеку.
Водитель "Дойче бана"
DB AG. Рюдгер Грубе (Dr. Rüdiger Grube)
1 мая 2009 года уроженец Гамбурга д-р Рюдигер Грубе был назначен генеральным директором Deutsche Bahn AG. В легендарный "Дойче бан" Грубе пришел с не менее легендарной Daimler AG, где работал в совете директоров. В целом же Даймлеру он отдал восемь лет своей карьеры. Кроме того, Грубе был председателем Совета директоров Европейского аэрокосмического концерна EADS N.V.
У Рюдигера Грубе в Deutsche Bahn был сложный старт – в первый же рабочий день на S-Bahn произошло крупное крушение. Но он сумел добиться существенных изменений, в том числе, привлечь масштабные инвестиции в новые поезда и повышение качества обслуживания клиентов. Имеет степень в автомобилестроении и авиастроении, и Ph.D. (докторская степень) технических и политехнических наук.
Адвокат железных дорог
Viarail. Иф Дисжардинс-Сиссилиано (Yves Desjardins-Siciliano)
Опытный юрист Иф Дисжардинс-Сиссилиано возглавил канадского железнодорожного оператора Viarail в кризисный момент. Пассажирские перевозки столкнулись со снижением пассажиропотока и финансовыми потерями. Пока он уверенно держит штурвал компании, борясь за благосклонность клиентов на сильно конкурентном рынке. До своего назначения он возглавлял отдел корпорации по корпоративным и юридическим вопросам. Дисжардинс-Сиссилиано член Квебекской коллегии адвокатов, экс-президент Канадской Ассоциации Адвокатов. С 1989 по 1991 год работал в кабинете министров труда и транспорта Канады. Опыт в юридической сфере – более 30 лет.
Цифровой подход
SJ AB. Кристер Фрицсон (Crister Fritzson)
Кристер Фрицсон возглавляет принадлежащего государству шведского оператора пассажирских поездов SJ AB с октября 2012 года. До этого пять лет руководил государственной вещательной компанией Teracom (цифровое телевидение, широкополосный интернет и прочее). С 2001 по 2006 год развивал крупнейшего цифрового телевизионного оператора Швеции Boxer, начинал карьеру в скандинавском отделении компании Motorola. На железных дорогах Фрицсон успешно внедряет высоко ориентированный подход к клиентам, присущий операторам цифрового телевидения. Его главная зона ответственности - пунктуальность и качество работы. SJ AB – один из немногих пассажирских перевозчиков в мире, который являются прибыльными.