В этом году пассажиропоток на железной дороге сократился по всем основным маршрутам, без исключений (см. инфографику ниже). Аннексия Крыма и накаленные отношения с Россией ударили в первую очередь по этим направлениям. На полуостров уехало почти на две трети меньше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года, в Москву – на 54%. Военные действия в Донецком регионе – повлияли на сокращение пассажиропотока в направлениях Донецка и Луганска – 53 и 45 процент соответственно. По остальным маршрутам, падение менее существенное. Например, по Львову и Одессе сокращение на уровне 7 процентов, следует из данных УЗ предоставленных порталу ЦТС.
Читайте также Некуда спешить: десять самых медленных пассажирских поездов УЗ
Азовское море вместо Крыма Крым традиционно был главным местом летнего отдыха украинцев. Однако, в этом году туда мало кто поехал. Летом УЗ сообщала, что в крымском направлении пассажиропоток уменьшился на 72%, по сравнению с 2013 г. Вместе с тем, многие поехали отдыхать на берег Азовского моря. В направлении Бердянска и Гениченска пассажиропоток вырос сразу на 390% - почти в четыре раза.
При этом на одесском направлении было продано на 8% меньше билетов. В УЗ это связывали с тем, что отдых в одесском регионе дороже, чем в азовском. В связи с этим в направлении Азовского моря УЗ назначила новые поезда, а также увеличили частоту курсирования поездов на некоторых востребованных маршрутах. За 9 месяцев этого года, по данным УЗ, среднесуточный пассажиропоток в направлении Киев – Симферополь и обратно сократился на 63% до 725человек.
Желающих уехать в Москву – тоже значительно поубавилось. Так, в этом направлении наблюдается снижение потока пассажиров на 54, из Москвы в Киев на 55%. Кроме того, по данным УЗ за 9 месяцев текущего года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого, среднесуточное количество пассажиров в направлении Киев-Санкт-Петербург сократилось на половину.
Раньше маршруты практически всех поездов на РФ, отправлявшихся из Донецка или шедших транзитом через Донецкую область, были проложены через Донецк или Ясиноватую. Сейчас инфраструктура этих станций разрушена, поэтому прямого сообщения из самопровозглашенных ДНР и ЛНР, несмотря на заявление боевиков, скорее всего - нет. Если бы такие поезда были, то они бы отражались в расписании РЖД.
Донбасс в изоляции Отдельный вопрос – это сложившая ситуация с железнодорожным транспортом в Донецком регионе. Как рассказывает Артем Ильин, автор проекта visitdonbass.info, УЗ достаточно долго принимала решения об отмене или изменении маршрутов поездов, идущих через территории, на которых летом велись боевые действия. Даже иностранные коллеги действовали более оперативно. Например, в июле Белорусская железная дорога маршрут поезда Барановичи-Мариуполь сократила до Харькова, а с августа и вовсе его отменила. Украинские железнодорожники на свой страх и риск возили пассажиров в Донецк и Луганск чуть ли не до момента полного разрушения инфраструктуры.
По данным УЗ среднесуточный пассажиропоток за 9 месяцев этого года по маршруту Киев-Донецк сократился на 53% до 590 человек, обратно – на 43% до 790 человек в сутки, Киев-Луганск падение составило 45% до 497 пассажиров в сутки, обратно на 33% до 350 пассажиров. Перевозки пассажиров между Киевом и Днепропетровском (и обратно) и Киевом и Харьковом (и обратно) сократились в среднем на 10%.
По словам Артема Ильина, после разрушения путей и инфраструктуры станций Донецк и Ясиноватая железнодорожное сообщение Донецка и окрестностей с другими регионами практически остановилось. Через эти станции в Донецкую область шли практически все пассажирские поезда. Из-за этого на некоторое время также прекратилось жд сообщение с Мариуполем. Однако УЗ удалось переформатировать маршрут мариупольских поездов и восстановить связь города с Киевом, Львовом и Харьковом. Теперь они идут через Волноваху и Запорожскую область, что заметно увеличивает время в пути. Тем не менее, жители Донбасса имеют два относительно безопасных варианта выезда из области: из Константиновки и Мариуполя/Волновахи.
Между городами Донецкой области ходят маршрутки, с помощью которых можно добраться до железнодорожных станций, которые еще работают и являются безопасными. Кроме того, активизировались частники-таксисты. «В октябре на станции Волноваха они предлагали пассажирам доехать в Донецк (около 60 километров) за 100 гривен с человека. По некоторым данным, стоимость проезда из Константиновки в областной центр даже выше», - рассказывает Артем Ильин.
Сейчас между Бердянском и Мариуполем нет прямой жд ветки, хотя, по мнению Артеми Ильина, она бы не помешала. Особенно с учетом того, что Волноваха находится практически на линии фронта и, в случае ее смещения на юг, над Мариуполем довлеет угроза потери железнодорожного сообщения с остальной Украиной.
Львов - 1511 пассажиров в сутки Еще летом динамика пассажиропотока в сторону западных регионов была положительной. Как сообщала УЗ количество желающих поехать в Карпаты и Прикарпатье увеличилась на 15%. В связи с этим УЗ даже назначила дополнительные поезда. Однако, по итогам 9 месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года по маршруту Киев-Львов и в обратном направлении наблюдается снижение пассажиропотока приблизительно на 7%. Такая же ситуация и с Ужгородом, тут падение составляет около 10%.
Железнодорожное сообщение с западом до конца года еще может показать прирост по количеству пассажиров. Традиционно, это один из востребованных маршрутов на Новогодние и рождественские праздники. И порой, купить билеты в этом направлении в канун Нового года уже не возможно. Так что УЗ часто назначает дополнительные поезда, чтобы удовлетворить спрос пассажиров.
По итогам 9 месяцев во Львов прибывает в среднем 1511 пассажиров в сутки, что значительно больше Одессы (945) и даже Харькова (1471).
Единственным направлением, где по итогам 9 месяцев, где зафиксирован рост – Ивано-Франковск. В среднем за сутки туда прибывает 952 пассажира в сравнении с 946 в прошлом году.
Единственным направлением, где по итогам 9 месяцев зафиксирован рост – Ивано-Франковск.
Скоростное сообщение Железнодорожное скоростное сообщение в Украине все больше развивается и становится востребованным, особенно на фоне значительного подорожания бензина. Летом УЗ наконец-то поставила на маршруты Киев-Львов и Киев-Одесса скоростные поезда отечественного Крюковского вагонзавода. Однако уже в сентябре поезд отменили без объяснения причин, а в середине октября снова поставили на маршрут.
С нового года УЗ планирует запустить новый железнодорожный маршрут Львов-Киев-Харьков. По словам директора ГП Украинская железнодорожная скоростная компания Леонида Лобойко, общее время в дороге будет составлять около 9,5 часов. Решение об открытии маршрута предусмотрено меморандумом сотрудничества и взаимного продвижения, который был подписан между Львовским горсоветом, Львовской жд, представителями туристического бизнеса Львова и ГП "УЗСК". "Это будет скоростное сообщение самыми современными поездами, и это очень важно, потому что можно будет и большее количество гостей пригласить во Львов, и больше гостей приедет в Харьков - это объединение нашей страны", - сказал мэр Львова Андрей Садовый. Первый тестовый поезд планируют запустить в середине ноября этого года во время акции "Ночь во Львове".
В отличие от большинства крупных городов, у которых есть скоростное сообщение со столицей, Донецк этой возможности лишился. Но по словам Артема Ильина, этот фактор более важен для Краматорска, Мариуполя и других городов области, в которые переведены офисы многих донецких компаний. Поезд Интерсити+ сейчас идет до Константиновки, которая расположена севернее областного центра. На выручку жителям юга области вновь приходит Запорожская область. Пассажиры, которым важна скорость, собственным транспортом или рейсовыми автобусами добираются до Запорожья, откуда едут в столицу. Летом из Киева до Мариуполя можно было доехать с пересадкой в Бердянске (расстояние по трассе между городами около 100 километров), что и делали пассажиры, опасавшиеся попасть под обстрел. Но этот маршрут привязан к курортному сезону и осенью закрывается.
Читайте также Спиной к России, лицом к ЕС: как меняется карта грузопотоков Украины