Две недели назад заместитель министра инфраструктуры Юрий Васьков вместе с руководителем Администрации морских портов Украины Андреем Амелиным посетили Мариупольский и Бердянский порты с целью разобраться со сложившейся ситуацией в части дерегуляции в этих портах. Суть проблемы заключается в том, что в отличие от других портов, в Мариуполе и Бердянске дерегуляционное постановление Кабмина №491 выполняется не в полной мере. В частности, от постановки судна к причалу до момента начала подготовки к грузовым работам проходит не менее часа-двух, тогда как в других портах на это уходит не более 30 минут, а порой и меньше.

В ходе совещания представитель администрации Мариупольского порта отметил, что местная АМПУ воплощает в жизнь это постановление с момента его принятия (сентябрь 2015 г. – ЦТС) и многое уже сдвинулось с места – комиссий стало меньше, однако у некоторых контролирующих органов до сих пор нет понимания выполнения этого постановления. "Мы идем в сторону ЕС и хотим привести в соответствие те нормы и правила, которые применяются в Европе. В частности речь идет о том, чтобы как можно меньше времени уходило на работу комиссий, тем самым мы сможем сократить стояночное время судов в порту", - отмечает представитель филиала АМПУ в Мариуполе.

Вместе с тем, на том же совещании Юрий Васьков отметил, что сложившаяся ситуация в Мариупольском и Бердянском портах отчасти связана с особенностями региона, в котором они расположены. По его словам, согласно статистике практически все суда, которые заходят в Мариупольский порт подлежат комиссионному контролю, который влияет на производственный процесс. "Мы не настаиваем на том, что суда в Мариупольском порту не должны контролироваться, однако мы за то, чтобы судно, которое становится к причалу, сразу начинало подготовку к грузовым операциям. Нас волнует этот вопрос, потому что простой судна – это расходы как порта, так и судовладельцев". Также Юрий Васьков сконцентрировал внимание на том, что показатель выполнения дерегуляционного постановления в Мариупольском порту фитосанитарной и ветеринарной службой – наихудший. "Мне непонятно какой смысл фитосанитарной и ветеринарной службе в Мариупольском порту, где объем перевалки грузов животного и растительного происхождения минимален, быть на борту и проводить досмотр судна. В портах Большой Одессы эти показатели стремятся к нулю, в портах Николаевского региона – менее 10%, в портах Херсонского региона – менее 10%", говорит замминистра. Резюмируя, Юрий Васьков сообщил, что экологическая и санитарно-эпидемиологическая служба в Мариупольском порту выполняют дерегуляционное постановление на 100%, ветеринарная – наихудший показатель, пограничники и таможенная служба – самый высокий показатель присутствия на комиссиях.

Расскажите, что сейчас происходит в Мариупольском и Бердянском портах и почему в этих портах дерегуляция работает не в полной мере?

Мы начали получать сигналы от судовладельцев, иногда от капитанов судов и от портовых администраций о том, что взаимодействие с контролирующими органами Бердянска и Мариуполя значительно отличается от остальных портов. Мы это начали видеть и по статистике. С этой целью мы выехали в порты, чтобы на месте разобраться, в чем отличие.

К сожалению, вынужден сказать, что собравшись со всеми контролирующими службами, агентами, представителями администрации портов, мы поняли, что есть неурегулированность на местах.  И тут я даже не буду защищать администрацию портов, а наоборот – скажу, что с их стороны на местах этот процесс был недостаточно организован.

Поэтому, учитывая, что не было правильного инструктирования сторон, сопровождения, контроля и своевременного реагирования, произошла ситуация, когда нам нужно было вмешаться.

Как долго простаивает судно в Мариупольском порту и, для примера, в Южном до начала грузовых операций?

В Южном практически 100% судов в течение получаса начинают подготовку к началу грузовых операций. Такая ситуация в 11 из 13 украинских портов. Случаев, когда это время больше – до 10%. В остальных 90% случаев – контролирующие процедуры не сдерживают начало грузовых операций.

Что касается Мариуполя, то практически каждое судно после швартовки к причалу минимум час-два стояло и не допускалось к грузовым работам.

На борт судна подымалась комиссия в составе всех контролирующих служб?

Нет, не всех. Как правило, это пограничники, таможенники, ветеринарная служба и иногда фитосанитарная. С экологической и санитарно-эпидемиологической службой вообще нет никаких вопросов, тут нужно отдать им должное.

К каким вы пришли выводам после совещания. Ясно как будет урегулирована ситуация?

Во-первых, руководством АМПУ уже приняты определенные кадровые решения. В Мариупольский порт на месяц был откомандирован заместитель по операционной деятельности Николаевского филиала АМПУ, чтобы наладить там работу.

Во-вторых, после общения с представителями Минобороны, Госпогранслужбы, которые также были приглашены на встречу, мы поняли, что расположение Мариупольского порта в зоне АТО никаким образом не задерживает грузовые операции. Да, они контролируют суда на предмет возможных рисков, но раньше нам пытались навязать мнение, что это мешает проведению грузовых операций. После обсуждения, мы поняли, что это не так.

Поэтому, я надеюсь, новый ответственный человек, справится со своей задачей. Наша задача – обеспечить качественное обслуживание судов для того, чтобы на борт не подымались комиссии, когда это не обосновано и чтобы даже, если они придут, то грузовые работы не задерживались.

Какая ситуация в Бердянском порту?

В Бердянске ситуация хуже, несмотря на то что порт не расположен в зоне АТО. То есть он должен работать, как и все остальные порты. Тем не менее, непонятно почему, но представители Бердянского таможенного поста по собственной инициативе ходили практически на каждое судно, что было подтверждено на встрече с агентами и контролирующими службами. Руководитель поста не смог четко сказать, почему так происходит, поэтому были проведены переговоры с руководством фискальной службы, на которых мы объяснили, что это является прямым невыполнением дерегуляционных норм. Я знаю, что на сегодняшний день ситуация в Бердянске практически нормализовалась. Причины, почему так происходило – со стороны администрации Бердянского порта отсутствовал контроль, поэтому были приняты соответствующие кадровые изменения в руководстве. Кроме того, в Бердянский порт, так же как и в Мариупольский порт, приказом руководства АМПУ на месяц был направлен специалист для урегулирования ситуации. Это один из лучших специалистов – заместитель по операционной деятельности Ильичевского филиала АМПУ.

На совещании Вы сказали о том, что будет проводиться мониторинг ситуации. Есть ли уже какие-то данные?

Ситуация улучшилась, однако сказать, что она полностью урегулирована еще нельзя. За прошлую неделю в Мариупольском порту было оформлено 25 судов, из которых таможенному контролю подлежало 60% судов, санитарно-эпидемиологическому – 8%, ветеринарному – 20%, фитосанитарному – 12%, экологическому – 0%. В Бердянском порту из 18 судов, которые были оформлены, таможенному контролю подлежало 11% судов, санитарно-эпидемиологическому – 0%, ветеринарному – 6%, фитосанитарному – 28%, экологическому – 0%.

Ранее, уже упоминалось о том, что будет второй этап дерегуляции в портах. Есть какие-то продвижения в этом направлении?

Мы сейчас как раз работаем над следующей волной дерегуляционных решений. Она будет заключаться в упрощении процедур, связанных непосредственно с нашими предприятиями, то есть АМПУ, капитанией порта для клиентуры. Значительный объем работы совместно с Министерством аграрной политики и продовольствия по упрощению процедур, связанных с зерновой логистикой и экспортом зерна, а также еще один этап, связанный с нашими коллегами из ГФС и других служб.