Владимир Горбань уже больше года занимается проектом по запуску регулярных пассажирских перевозок по Днепру на «крылатых» судах. Идея такого проекта возникла, когда он нашел в социальной сети Вконтакте группу "Любителей СПК (судно на подводных крыльях)". Идея оказалась весьма популярной. После проведения интернет-опросов в крупных городах на Днепре все сомнения отпали – это тот транспортный проект, который действительно интересен местным жителям. Так возникла компания «Днепровский экспресс».
- В советское время многие пользовались речным транспортом. У меня бабушка в Херсонской области и к ней можно было добраться либо "Метеором" из Херсона, либо автобусом. Но в автобусе летом душно, поэтому ездили "Метеором", - делится своими детскими впечатлениями Владимир Горбань. Этот проект, он планирует вывести на окупаемость за несколько лет, веря, что и спрос будет достаточен, и топливо сможет найти подешевле.
Последние регулярные речные пассажирские перевозки на линии Киев-Канев и Киев-Измаил, на которых использовались суда на подводных крыльях, закрылись еще в 2004-2005 годах. "Метеоры" и "Восходы" сочли менее рентабельными по сравнению с автомобильным и железнодорожными видами перевозок, поскольку они используют очень большое количество топлива.
Многие эксперты очень скептично расценивают шансы «Днепровского экспресса». Элементарные подсчеты показывают, что заявление 300 грн за билет из Киева в Днепропетровск – это ниже себестоимости. Чтобы "Метеор" мог пройти 600 км, ему в баки нужно заправить около трех тысяч литров солярки. В итоге даже при загрузке каждого рейса по сто человек, цену билета не удастся опустить ниже 400 грн. Себестоимость перевозки на линии Днепропетровск-Запорожье по подсчетам консультанта SDL Tridion Тараса Стрыпко составит около 150 грн. "Дело не в том, что СПК невозможны вообще, а лишь только в исключительности их применения по совокупности факторов: либо без альтернативность транспортных путей, либо высокая платежеспособность клиентуры (СПб-Петергоф, Тульча-Сулина, ДВ в РФ), либо щедрейшие госсубсидии (Амстердам-Эймауден, да и то в прошлом году они закрылись). СПК - это все равно, как строить мост вдоль берега", - утверждает он.
Впрочем, Владимир Горбань хочет рискнуть. Насколько это оправданно мы спросили у него непосредственно.
Какое количество судов Вы планируете закупить?
- У нас есть предложения на 14 судов, из которых 9 находятся в Украине. Это два Метеора и семь Восходов. Один из Метеоров мы покупаем по цене 65 тысяч долларов, два Восхода по 50 тысяч долларов. В одном из Восходов двигатель требует ремонта, второй – в идеальном состоянии, только салон обновить. Еще есть четыре Восхода на Херсонском судоремонтном заводе им. Куйбышева. До 2004 г. эти суда работали на линии Киев-Канев. В прошлом году Фонд госимущества выставлял их за 139 тыс. грн, однако они требуют ремонта.
Кроме того, к нам поступило предложение на два идеальных судна Метеор. Одно из них отработал 800 часов, второе – 900. Они находятся в России и их стоимость 16 млн руб и 12 млн руб, соответственно.
Кроме того в наших планах купить два морских судна Катран, которые считаются более высокого класса. Вместительность судов Метеор 123 пассажира, Восход – 71, Катран – 150.
Какой объем инвестиций?
- Инвестиции составят от 3-5 млн долларов. Это с покупкой, ремонтом, доставкой и растаможкой. Я озвучил максимальную цифру, но можно вложиться и в меньшую. Строк окупаемости также составит 3-5 лет.
Это привлеченные средства? С какими банками удалось договорится и на каких условиях?
- Часть денег собственные, часть – одолженные. Но основные средства на покупку судов – инвестиции, привлеченные за счет банковских кредитов. До 15 сентября мы планируем подписать все документы по привлечению средств. Изначально оговаривался кредит под 16-22% годовых, но какими точно будут условия – будем знать на момент подписания договоров.
Один или два Восхода планируется запустить на линии Вышгород – Южный мост, чтобы он ходил как речной трамвайчик.
Вы запланировали купить достаточно большое количество судов. На какой пассажиропоток Вы рассчитываете?
- Мы запланировали две дальнемагистральные линии: Киев-Днепропетровск и Днепропетровск-Херсон. Эти линии будут обслуживать четыре Метеора плюс один запасной, на случай поломки.
Один или два Восхода планируется запустить на линии Вышгород – Южный мост, чтобы он ходил как речной трамвайчик. Если ехать на машине из Вышгорода до Южного моста время в пути составит около 2 часов, на Восходе – это 30 минут. Но этот рейс мы планируем больше как имиджевый.
Я проводил в интернете опрос: «Готовы ли Вы воспользоваться речным транспортном, как альтернативой автобусу или поезду». Опросы проводились в городах Канев, Черкассы, Кременгуг, Днепропетровск, Запорожье, Энергодар, Никополь, Каховка, Новая Каховка, Херсон. По состоянию на конец августа было порядка 25 тыс. опрошенных. Из них – «да» ответили 70-78%, «возможно» - 15%, и менее 10% ответили «нет». В принципе, я ожидал худший результат, потому что экономика просчитывалась на загрузку 70%.
Ранее вы говорили, что тестовые рейсы запустятся уже в сентябре. Куплено ли уже хотя бы одно судно?
- За пять судов мы уже дали залог и идет процесс оформления документов. Одно из них находится в Запорожье, четыре – в Измаиле. Еще одно судно мы покупаем в Румынии. Его стоимость 65 тыс евро. Сейчас занимаемся растаможкой и оформлением документов. Думаю, что до конца сентября мы его получим.
Какая будет стоимость билетов?
- Мы просчитывали ориентировочную стоимость билетов еще марте-апреле, исходя из цен на топливо 11,5 грн. При таких ценах стоимость проезда Киев-Днепропетровск составит 275-300 грн. Мы исходили из конкурентной цены, потому что проезд на автобусе по этому маршруту составляет 200-250 грн, на поезде 140-500 грн. Думаю, что с началом навигации в марте следующего года, нам придется еще раз пересчитывать цены. Все будет зависеть от стоимости топлива на тот момент.
Наши читатели говорят о том, что такая стоимость билетов невозможна, поскольку суда расходуют большое количество топлива, а оно сейчас не дешевое …. С какими нефтетрейдерами вы ведете переговоры и по какой цене планируете закупать?
- Конечно, топливо – это основная статья расходов данного вида транспорта. Все остальное занимает минимальный процент в себестоимости билетов и расходной части. Та цена на топливо, которую мы видим на заправках включает в себя транспортный сбор, который не учитывается при оптовых поставках. Поэтому, сразу можете отнимать 2,60 грн. Плюс, по моим подсчетам на один сезон для 7 судов необходимо будет 12 тыс т топлива. Расход топлива у Метеора – 3-3,5 т на 600 км, у Восхода – в два раза меньше, потому что у него один двигатель. И при таких крупных закупках нефтетрейдеры делают скидку. Сейчас мы ведем переговоры с Беларусью (Мозырский НПЗ), Литвой и Россией. Правда, в последнее время с россиянами вести переговоры сложнее, из-за сложившейся ситуации.
На один сезон для 7 судов необходимо будет 12 тыс т топлива.
А кто предлагает наилучшую цену на топливо?
- Белорусы. Тут есть еще один момент – дизеля которые работают на этих судах старые и для них достаточно топливо Евро 2 и Евро 3 стандарт. Понятно, что его отпускная цена ниже, чем Евро 4 и Евро 5 стандарт.
Для того, чтобы перевозить пассажиров, необходимо получить лицензию у Министерства инфраструктуры. Вы уже обращались к ним?
- Были устные договоренности еще в прошлом году. Но понятно, что сейчас власть сменилась. Однако, люди среднего звена остались и я буквально в середине лета общался и говорят, что никаких проблем нет.
Но для того, чтобы получить лицензию нам необходимо иметь на балансе суда. Когда суда будут включены в регистр судоходства Украины, мы с этими документами сможем уже пойти в министерство получать лицензию и оформлять линии.
Я вам скажу, что лицензия выдается от 2-х недель до месяца. У меня своя небольшая компания, которая предоставляет услуги такси, я и сам работаю водителем такси, поэтому знаю, что в этом ничего сложного нет. Приносишь документы, они проверяют и все.