На границе переливание топлива с цистерны на колее 1435мм в другую стоит около 500 долл. Умножьте это на количество цистерн в поезде, а потом на количество поездов в течение суток. Путешествие пассажиров, например из Украины в страны Евросоюза, поездом могло бы быть на полтора часа короче, а перевозка грузов значительно дешевле, если бы железнодорожники использовали изобретение польского инженера Ришарда Сувальски (Ryszard Suwalski)

Читайте также Расширение русского мира: почему широкая колея до Вены блокируется Евросоюзом

Проблема пересечения границы Польши, Беларуси и Украины заключается в разнице ширины колеи. Смена ширины колес вагонов занимает довольно много времени. Польские железные дороги (PKP) подготовили инновационную систему SUW-2000, которая позволяет заменить колеса всего за 20 минут.

Впрочем, PKP Intercity пока не планирует широко использовать данное изобретение. Как заявила пресс-секретарь компании Беата Чемерайда (Beata Czemerajda), восточные соседи Польши не проявили интереса в системе, а это тормозит реализацию проекта. Вполне понятна также и позиция перевалочного лобби, которое в случае применения системы SUW-2000  утратит определенную сумму. Польский специализированный портал rynek-kolejowy.pl спросил у Рышарда Сувальски, почему его изобретение до сих пор не получило активного применения на польско-украинской границе.

В 2003г вы получили награду  президента Квасневского за современную систему SUW-2000, признанную самым лучшим изобретением, благодаря которому можно преодолевать  разницу  в ширине колеи не меняя вагонных тележек. Как вы оцениваете процесс внедрения системы 10 лет спустя?

К сожалению, все еще нет соответственного решения о дальнейшем производстве продукции. А перевозки и товарные, и пассажирские, которые осуществляются теми немногими вагонами, которые оборудованы системой самостоятельной смены колесных пар, увы, не дают нам право утверждать о бесспорной экономичности системы SUW-2000. Производство большого количества вагонов влечет за собой определенные финансовые затраты, а этот баръер всегда сложно преодолеть. Кстати, система SUW-2000 особенно полезна при перевозке опасных грузов, которые легко повреждаются при перезагрузке и могут загрязнять окружающую среду.

Создается впечатление, что SUW-2000 проигрывает в сравнении с подобными себе системами. Особенно большим успехом  ак известно, пользуется испанское Talgo, которым заинтересовались немецкие и российские железные дороги. А почему не польским SUW-2000 ?

А с кем заинтересованные лица должны вести разговор на тему польской системы SUW-2000, если в стране нет соответственной атмосферы для широкого внедрения систтемы. Ведь мы же могли использовать ситуацию, связанную с необходимостью перевозки в Украину пассажиров вовремя прохождения там ЕВРО-2012. Считаю, что тогда можно было, пользуясь случаем, изыскать средства на покупку нового парка поездов, способных преодолевать безпрепятственно разницу ширины колеи. Просто, наверное, не было желания это сделать. Кстати, я не считаю этичным критиковать действия лиц, которые отсутствуют, но если уж вы поставили мне такой вопрос, я постараюсь как-то  к нему приспособиться.

Почему не заинтересовались польской системой немецкие и российские железные дороги? Вопрос выходит за рамки технической сферы

Предлагая систему SUW, я имел в отношении Talgo (как предшественника) облегченную задачу, потому что мог избежать неудачных для восточных условий конструкторских решений. А вот почему не заинтересовались польской системой немецкие и российские железные дороги? Вопрос выходит за рамки технической сферы и мне сложно его комментировать.

Возможно, дело не в деньгах, а в технологии?

Если говорить о технологии, то она очень просто преодолевает те суровые условияработы системы в условиях низких температур ( минус 60 градусов) не требуя дополнительного оборудования и специальных предохранительных средств. Более того, не требует приспособления кузова и ходовой части поезда.

Так что, по-моему, дело не в технологии.

А какую рекламную поддержку имеет SUW-2000?  Возможно, мы не способны надлежащим образом позаботиться о польском изобретении и как следует его прорекламировать? Не замешана ли здесь обыкновенная человеческая зависть?

Считаю, что рекламирование системы оставляет желать лучшего. Иногда у меня возникает ощущение, что система SUW-2000 с свмого начала была обречена, но, несмотря на это, я боролся как мог. Необходимость решать серьезные технические проблемы из области предела выносливости, материаловедения, исполнительских и эксплуатационных технологий требовало привлечение специалистов высшего класса  и такой коллектив удалось создать. Благодаря усилиям коллектива, стало возможным преодолеть трудности и представить завершенное техническое решение, соответствующее поставленным целям. В процессе работы над расчетами, со всех сторон очень сложными, возникали и понятные промахи,которые у широкого круга противников вызывали плохо скрытую, типичную для земляков, радость. Скажите, в чем причина – в зависти? Не знаю. Зато я совершенно уверен в том, что в связи с легкостью доступа  к результатам расчетов и наработок неудалось или не захотелось обезопасить, сокрыть техническую информацию, а техническая разведка тем временем поспешно собрала интересующие ее материалы.

SUW-2000 производили Zaklady Naprawcze Taboru Kolejowego Poznan, которые обанкротились. Как это отразилось на внедрении системы в Польше?

Исключительно негативно. В настоящее время в Познани есть производитель, который мог бы, пользуясь помощью работников ZNTK Poznan начать производство колесных пар .Этот производитель хорошо разбирается в системе SUW-2000, располагает современным оборудованием и профессиональным персоналом. Он с легкостью взялся бы за это дело. Единственное препятствие в этом деле, кроме повсеместного и общего для всей страны –отсутствия финансов, еще и формально-правовые аспекты, а именно – право собственности.

Перевод Ярослава Гошовского, портал ЦТС