Введение утилизационного сбора, как и предполагали участники рынка, не могло пройти гладко. Поскольку закон о новом экологическом налоге принимался в спешке, его авторы не предусмотрели такие моменты, как переходный период и адаптация нормативно-правовой базы. Теперь же получается, что выполнять требования документа, который уже вступил в силу, либо сложно, либо невозможно. Как, к примеру, определить, какие машины нужно отправить на переработку? Критерии отсутствуют. Или куда их отправлять? Строительство 10 обещанных утилизационных центров в столь сжатые сроки было просто фантастической задачей.

Но есть и другие моменты, справиться с которыми законодателям было бы вполне под силу. Скажем, подпункт 250.18.3. пункта 250.18 статьи 250 Налогового кодекса гласит, что регистрация и перерегистрация автомобилей осуществляется на основании справки об уплате налога об утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств. Казалось бы, все логично: отдаешь деньги в казну – получи документальное тому подтверждение. Однако, вот ведь незадача, утвердить форму и бланк этой справки власть так и не удосужилась. То есть формально Госавтоинспекция имеет право потребовать у владельца автомобиля, ввезенного после 1 сентября, справку об уплате или освобождении от уплаты. Но счастливый обладатель, увы, не может предоставить ее ГАИ.

Что же получается? А то, что закон об утилизационном сборе по сути блокирует регистрацию приобретенных в салонах машин и парализует автомобильный рынок. Правда, в самом ведомстве уверяют: проблем нет. Пока во всяком случае. "Регистрация идет во всех регионах", - сообщили Центру транспортных стратегий в пресс-службе ГАИ, пообещав предоставить более подробные комментарии позже по запросу.

По неофициальным данным, проблемы все же есть. Согласно нормам Налогового кодекса, датой наступления обязательства по уплате для импортеров является день подачи декларации, тогда как для транспортных средств, собранных в Украине, - дата их реализации на внутреннем рынке. То есть машину нужно было не просто выпустить, а продать до 1 сентября. Формально производители тоже пока что являются плательщиками, поскольку разборочное производство еще не развернуто. И справки об уплате либо освобождении от нее не оформляют. И, как утверждают собеседники портала Центра транспортных стратегий, ГАИ сейчас не имеет возможности регистрировать украинские автомобили.

Правда, сами производители такую информацию опровергают и говорят, что продают запасы, выпущенные до 1 сентября. "По состоянию на 2 сентября в дилерской сети находится более 1360 автомобилей. Этого запаса достаточно, чтобы продавать их весь сентябрь и часть октября. Машины, сошедшие с конвейера после 1 сентября, появятся в продаже в лучшем случае во второй половине месяца. Пока же территорию завода не покинули даже автомобили, собранные 30 августа. Ближайшие месяц-полтора никаких проблем быть не должно", - рассказал Центру транспортных стратегий пресс-секретарь корпорации "Богдан" Сергей Красуля. Он также добавил, что компания надеется в срок развернуть разборочное производство и взять на себя обязательства по утилизации произведенных "Богданом" автомобилей, дабы не подпадать под действие экологического налога.

Впрочем, по данным источников портала ЦТС, отсутствие проблем вызвано тем, что производители успели зарегистрировать определенное количество автомобилей на свои же структуры до 1 сентября. Таким образом, новые автомобили продаются практически на вторичном рынке и под действие утилизационного сбора и связанных с ним справок не подпадают. Автопром же информацию отрицает.

Но, как бы там ни было, а лишняя формальность в виде справки об утилизационном сборе значительно осложняет работу рынка. И даже, исчерпав запасы "уже проданных" машин, дилерским сетям рано или поздно придется реализовывать продукцию, которая сошла с конвейера после 1 сентября. Равно как и импортеры будут вынуждены выставлять в салонах машины, растаможенные в начале осени.

Некоторые производители успели зарегистрировать определенное количество автомобилей на свои же структуры до 1 сентября. Таким образом, новые автомобили продаются практически на вторичном рынке и под действие утилизационного сбора и связанных с ним справок не подпадают. 

"Мы уже обратились в МВД с просьбой поддержать нашу инициативу и будем вносить законопроект об отмене этих справок … Министерство налогов и сборов уже поддержало нашу инициативу, они считают, что справка эта абсолютно не нужна. Надеюсь, что она уйдет на утилизацию… Тем более, что в законе о милиции не предусмотрено, что милиция должна контролировать уплату каких-либо налогов", - сказал генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Пока же рынок ожидает повышение цен и снижение объемов продаж. "Насколько я знаю, большинство компаний заявили о повышении цен, а некоторые уже повысили с 1 сентября. Что касается нашей компании,  то у нас розничные цены увеличатся с 1 октября, о чем мы проинформировали свою дилерскую сеть. В среднем оно составит 3-5%. И это не окончательное повышение, поскольку у каждого дистрибьютора есть своя политика для компенсации потерь от пошлин и утилизационного сбора. Было повышение в апреле, следующее будет в октябре и оно не последнее. Мы делам это постепенно", - рассказывает генеральный директор "Ниссан Мотор Украина" Андрей Нестеренко. По его прогнозам, в связи с введением спецпошлин и утилизационного сбора падение рынка в 2013-м составит 15-17% по сравнению с прошлым годом.

Кроме того, импортеры усматривают в действиях власти не просто протекционизм, а лоббирование политических интересов других государств. В частности, по словам Назаренко, торговые барьеры грозят Украине санкциями в отношении таких товаров, как аммиак, гравий, бобовые, кукуруза, металлы, уголь, подсолнечник. Но самое главное: ЕС может отказаться подписать с нашей страной соглашение об ассоциации, утверждает гендиректор ВААИД.

"Эти действия Кабинета министров, которые заключаются в саботировании поручения президента, я рассматриваю как действия отдельных чиновников, которые направлены на срыв переговоров с ЕС. Есть определенные люди, которые тянут нас в Таможенный союз с Россией, у которых бизнес завязан на России. И они всячески стараются сорвать инициативу президента Украины, касающуюся подписания соглашения с ЕС", - подчеркнул Назаренко.