Сегодня эстонская авиакомпания Nordica осуществляет в Украину 11 рейсов в неделю: 7 в Борисполь, 3 в Жуляны и 1 - в Одессу. Перевозчик, который на 100% принадлежит правительству Эстонии, не скрывает, что ему сложно конкурировать за пассажиров, учитывая близость больших аэропортов Польши, Скандинавии, Латвии, России и наличие в этих странах мощных авиакомпаний. Поэтому Nordica приходится искать свою нишу в региональных перевозках и сотрудничать с крупными европейскими компаниями.

Сейчас эстонский перевозчик еще больше присматривается к Украине. О том, почему наш авиационный рынок так важен для балтийской авиакомпании, куда она хотела бы летать в Украине и куда точно полетит - в Таллинне в интервью ЦТС рассказал Свен Кукемельк, директор по коммерческому развитию Nordica.

1sven  Свен Кукемельк


В 2017 году вы отмечали, что особый интерес к рейсам Nordica из Таллинна в Украину проявляют граждане Норвегии, которые летают в Киев и Одессу через Эстонию. Изменилась ли ситуация?

Нет, думаю, что Украина становится еще более популярной. Мы видим, что пассажиропоток из скандинавских стран увеличивается. Вот почему мы все больше и больше фокусируемся на Скандинавии и Украине. В этом году у нас в два раза увеличилась частота в Тронхейм, недавно мы открыли рейс в Гетеборг в Швеции, в пятницу (27 апреля. - ЦТС) открываем рейс в Копенгаген. Скандинавия для нас важна. И в то же время, мы будем увеличивать частоту в Одессу, открываем рейс в Киев-Жуляны. Скандинавия и Украина - два главных и самых важных для нас рынка сейчас.

Кто больше летает вашими украинскими рейсами - украинцы, эстонцы или жители других стран Балтии?

В данный момент на бортах наших самолетов примерно треть пассажиров - эстонцы, 25% украинцы, остальное - это трансферный трафик, в основном, из Скандинавии, а также из стран Бенилюкса и Германии. Это хороший микс, поскольку мы используем аэропорт Борисполь как хаб. У нас также есть люди из Грузии, Армении, Казахстана, которые летят в Таллинн через Киев. Так что у нас получается такой вот "компот" (смеется).

Какой процент пассажиров, путешествующих рейсами вашей авиакомпании транзитом через Борисполь?

Люди, которые путешествуют через Борисполь - это примерно 20% нашего общего объема.

Для эстонцев Одесса - самый близкий город, где есть гарантированно теплое море. Это стратегически хорошее направление для полетов на выходные.

Кто ваши основные пассажиры? Каково соотношение бизнес-пассажиров и туристов?

На киевском направлении около 60% пассажиров - бизнес, 40% - люди, которые путешествуют на досуге (отдых или посещение друзей и родственников). На одесских рейсах 95% пассажиров - те, кто путешествуют на досуге. Дело в том, что для эстонцев Одесса - самый близкий город, где есть гарантированно теплое море. У нас в Эстонии множество прекрасных островов и моря, но мы никогда не можем быть уверены, что море будет теплым. А в Одессе, как мы знаем, море летом теплое. Поэтому это стратегически хорошее направление для полетов на выходные.

В данный момент мы не видим пассажиров, которые летают через Одессу куда-то еще. Но что мы видим, так это множество людей, которые летят в Одессу, а затем продолжают свое путешествие в Кишинев, потому что прямых рейсов из Таллинна в Молдову нет, а Одесса расположена близко к границе с Молдовой, и люди пользуются этим.

В аэропорту Таллинн

Теперь рейсы Nordica выполняются сразу в два киевских аэропорта. В то же время, аэропортовый сбор Борисполя выше, чем у аэропорта Жуляны. Не рассматриваете ли Вы возможность перевода всех рейсов в Жуляны?

Тут надо понимать две вещи. Плата за пассажира в Борисполе действительно выше, чем в Жулянах. Однако Борисполь намного больше и, как я уже сказал, 20% трафика - это пассажиры, летящие из Таллинна через Борисполь далее другими авиакомпаниями. Такого количества в Жулянах у нас нет, поскольку там у нас нет сильных партнеров. Так что более высокий сбор в Борисполе компенсируется более высоким пассажиропотоком. Пока отказываться ни от Борисполя, ни от Жулян мы не собираемся. Частота новых рейсов в Жуляны рассчитана, в первую очередь, на бизнесменов, которые хотят сократить количество ночей в поездке. Все хотят ночевать дома, с семьей. Чтобы был утренний вылет и позднее возвращение. А поскольку Жуляны ближе к центру города, это также позволит бизнесменам экономить время в дороге.

Планируете ли Вы запуск рейсов в другие города Украины? Какие самые вероятные варианты?

Мы очень близки к оглашению нового направления в Украину. Думаю, официальный анонс появится примерно через две недели. Это город, в который Nordica еще не летает.

Украинские рейсы Nordica выполняются в сотрудничестве с польской авиакомпанией LOT. Что дает вам кооперация с польским перевозчиком?

Мы молодая компания. Мы начали в ноябре 2015-го. Как молодой компании, нам очень тяжело заполучить хорошую коммерческую платформу. Эстония - это маленький рынок с 60% людей, которые путешествуют транзитом. Будучи такой отдаленной и маленькой страной, мы никогда не будем иметь прямых рейсов в Бордо, Рим, Милан ежедневно или два раза в день. Поэтому людям приходится путешествовать через Франкфурт, Хельсинки или другие города. Чтобы мы могли предложить такие билеты, нам необходимо партнерство. У молодой компании такого партнерства нет, поэтому нам нужны стратегические партнеры, которые дадут нам такую возможность. Если бы у нас не было платформы, у нас бы не было, например, этих 20% трансферных пассажиров через Борисполь. Платформа LOT дает нам возможность генерировать дополнительный доход.

С какими еще крупными авиакомпаниями вы сотрудничаете и по каким направлениям?

Мы также летаем от имени Scandinavian Airlines на самолетах ATR в Копенгаген, Биллунн и другие города. Мы выполняем те рейсы, которые они хотят, и они постоянно меняются. Для Scandinavian мы обслуживаем разные направления. У нас также есть 5 самолетов от имени LOT, которые летают на рейсах Варшава-Одесса, Варшава-Вильнюс, Варшава-Стокгольм, Варшава-Гамбург, Варшава-Таллинн.

В то же время, на наших перелетах, например, из Таллинна в Мюнхен, мы имеем кодшеринговое сотрудничество с Lufthansa и Croatian Airlines. На перелетах из центральной Швеции, Эребру и Гронингена, у нас кодшеринг со Scandinavian Airlines. У нас есть разные модели сотрудничества, и все зависит от специфики направления и региона.

Наша модель - кооперация и связь, и это то, чем наша работа отличается от других моделей перевозок.

Какую модель перевозок развивает авиакомпания? Можно ли сказать, что сегодня Nordica в основном занимается перевозкой пассажиров point-to-point?

Собственно, наша модель сегодня - это не poin-to-point, а региональная. Взять, к примеру, Украину. У нас много трансферного трафика из Скандинавии через Таллинн дальше в Украину. Это трансферное направление, трансферный поток, который мы будем продолжать перевозить.

Мы также совершаем перелеты из Таллинна через Мюнхен по всему миру. Таким образом, люди получают возможность летать в Северную и Южную Америку, Азию, Африку. Это не point-to-point, а подвоз пассажиров. Наша модель - кооперация и связь, и это то, чем наша работа фундаментально отличается от других моделей перевозок. 

Центральный офис эстонской авиакомпании

Как насчет чартерных перевозок? Выполняет ли сегодня авиакомпания такие рейсы?

Да, сейчас мы работаем на голландском рынке, обслуживаем чартеры из Гронингена на Ибицу, этим летом мы будем обслуживать различные туристические направления по большей части по Скандинавии, Фарерским островам, Исландии, Соединенному Королевству, Дании.

Ранее сообщалось, что Nordica ведет переговоры с аэропортом Ивано-Франковск с тем, чтобы привозить пассажиров из Таллинна на украинский горнолыжный курорт Буковель. Есть какие-то новости по этому вопросу?

Сейчас это направление не обсуждается. Мы в нем заинтересованы, но, к сожалению, мы так и не получили совершенно никакого ответа от Буковеля относительно того, как они хотели бы работать с эстонскими туроператорами, и расцениваем это как отсутствие интереса с их стороны. Возможно, у них и так все хорошо, и эстонские туристы им не нужны? Мне сложно понять такой подход. Обычно курорты заинтересованы в сотрудничестве и отвечают на запросы, звонки и сообщения. Хотя изначально они с нами общались. Возможно, у них другая стратегия или другой интерес.

Со своей стороны, мы все еще очень заинтересованы в Ивано-Франковском летном регионе. Эстонцы были бы благодарны за такую возможность. Чтобы вы понимали, самая высокая точка Эстонии - 318 метров над уровнем моря. А у Ивано-Франковска отличное расположение, чтобы дать эстонцам возможность поехать покататься на лыжах. Но, увы, загвоздка не в аэропорте. У нас прекрасные отношения и с аэропортом Ивано-Франковск, и со Львовом.

Дополнительное воздушное судно может быть анонсировано на наше новое направление в Украину.

Планирует ли компания пополнение флота в ближайшей перспективе?

В 2015-м мы стартовали с 5 воздушными судами, ни одно из которых нам не принадлежало. Сейчас у нас есть 18 самолетов, все в нашей ливрее. Полагаю, мы продолжим расти достаточно быстро, и, надеюсь, мы сможем покупать по 2-3 самолета каждый год. В этом году мы уже пополнили свой флот двумя самолетами и предварительно планируем получить еще один. И я могу даже сказать, что это дополнительное воздушное судно может быть анонсировано на наше новое направление в Украину.

Мы растем быстро. Нам только не способствует то, что авиационный рынок сейчас очень напряженный, в связи с чем мы испытываем трудности с поиском пилотов. Так что нам приходится лучше работать в направлении подготовки и тренировки пилотов. Это один из главных вызовов, который сегодня перед нами стоит.

Читайте также "Половина пассажиров на регулярных рейсах Белавиа транзитные - много украинцев", - интервью с Игорем Чергинцом