Киев, как и многие мировые столицы и мегаполисы, уже не первый год сталкивается с проблемой организации качественных пассажирских перевозок. Транспортная инфраструктура города не была рассчитана на столь стремительный рост населения города и количество автомобилей в нем. И, хотя в 1980-х все же предпринимались попытки моделирования развития транспортной сети украинской столицы, нынешняя система городского транспорта, это очевидно, не справляется с возросшим пассажиропотоком.
Во многих европейских странах уже давно поняли, что лучшим решением проблемы городских перевозок является развитие трамвайной сети или закупка автобусов (а еще лучше - электробусов) большой вместимости. Но такие подходы, как и строительство новых веток и станций метро, требуют значительных инвестиций. Власти Киева пытаются обновлять парк коммунального транспорта за счет кредитных средств МФО, однако этих мер пока явно недостаточно для удовлетворения спроса населения на качественные перевозки.
Еще один вариант - маршрутные такси или попросту "маршрутки". В 1990-х они действительно стали хоть каким-то решением проблемы пассажирских перевозок, но со временем, в их нынешнем виде, они сами превратились в новую беду городов.
В некоторых европейских городах альтернативой привычному городскому транспорту выступает карпулинг или поездки, когда водитель легкового автомобиля по дороге берет попутчиков. Самый яркий пример - BlaBlaCar, но он все же больше ориентирован на междугородние поездки. Похожие сервисы разных фирм уже запущены в Париже, Ганновере, Гамбурге. По несколько схожему принципу работает и Uber Shuttle - пилотный проект уже известного многим сервиса заказа такси Uber. Ранее он был доступен в Каире, мексиканском Монтеррейе, и вот теперь - в Киеве. В компании уверены, что сервис поможет решить проблему переизбытка авто на городских улицах, частично избавить Киев от пробок и даже помочь с экологической ситуацией.
В украинской столице сервис работает уже месяц - за это время звучали, как голоса в его поддержку, так и вполне обоснованная критика. Приживется ли Uber Shuttle в Киеве? Что думают эксперты и чиновники?
Как это работает
Uber Shuttle - это брендированные микроавтобусы, которые ездят по определенным маршрутам. В компании делают акцент на том, что в приоритете будет безопасность пассажиров, поскольку использоваться будут качественные автобусы - Mercedes Benz, Volkswagen, Toyota и другие марки, в салоне которых могут разместиться 18 пассажиров. В автобусах предполагается наличие только сидячих мест, а также кондиционера и ремней безопасности. Автопарк будет новым - большая часть автобусов не раньше 2011 года выпуска. Также сообщается, что во время поездок в Uber Shuttle, пассажиры пользуются добровольным страхованием.
Забронировать поездку можно с помощью мобильного приложения, сесть в автобус - на одной из указанных в этом же приложении остановок. На первом этапе пилотного проекта доступны два маршрута: Виноградарь - Шевченковский район (Проспект Правды, 100 - Площадь Победы); Дарница - Лыбедская (ул. Каунасская, 10 - ст. м. Лыбедская). 19 июня был запущен коридор маршрута Соломенский район - Бессарабка (ул. Соломенская, 24 - ул. Эспланадная). Шаттлы от Uber курсируют по указанным маршрутам с понедельника по пятницу в период с 7:00 до 21:00 каждые 15 минут.
Рассчитываются за проезд с помощью приложения. Но для удобства пассажиров возможность оплаты наличными также предусмотрели. "Система оплаты будет не за километр. Это будет несколько уровней цен, которые будут варьироваться по расстояниям. То есть, самый короткий маршрут - 15 грн, самый длинный - 30 грн", - пояснил глава по развитию Uber в Центральной и Восточной Европе Георгий Соколянский.
До конца августа компания обещает открыть еще несколько направлений: Троещина - Дарница (ул. Владимира Маяковского, 97/15 - ст. м. Харьковская), Позняки - Льва Толстого (ул. Ревуцкого, 19/1 - Большая Васильковская, 28), Троещина - Подол (ул. Владимира Маяковского, 97/15 - Контрактовая площадь, 1).
Как заявляют в Uber, Киев станет неким условным "полигоном", перед тем как подобный сервис компания начнет внедрять в других странах. Также здесь отмечают, что пилотный проект стал крупнейшей инвестицией компании в Украине за последние годы в сфере инноваций - к разработке сервиса привлекаются представители отечественной IT-индустрии. И потенциал этого сотрудничества компания намерена развивать.
Мнение властей
На презентации проекта мэр Киева Виталий Кличко выражал надежду, что эта услуга станет для киевлян безопасной альтернативой существующим частным перевозчикам. "Городская администрация будет продолжать сотрудничество с Uber по улучшению городской мобильности. Uber Green, запущенный в марте этого года, а теперь Uber Shuttle - практические примеры такого сотрудничества", - сказал Кличко. Он отметил, что появление нового игрока на рынке перевозок создает конкурентные условия и станет сигналом для перевозчиков, что качество предоставления услуг маршрутных перевозок необходимо повышать.
Он напомнил, что за несколько прошедших лет столица закупила 121 новый троллейбус, 63 трамвая, 100 новых автобусов. "Этого недостаточно, и мы продолжаем работать над обновлением общественного транспорта. И также - искать решения, которые помогут улучшить ситуацию с передвижением по столице. Проект, который стартует в Киеве, - одно из таких решений", - заявил Кличко.
Поддерживают проект и в профильном министерстве. Владимир Омелян также говорит о создании конкуренции, которая является залогом высокого качества и справедливой цены для потребителей. "Уже 3 года компания Uber предоставляет услуги, объединяющие потенциальных перевозчиков и клиентов, которые нуждаются в услугах по перевозке. Присутствие таких международных игроков в Украине, как Uber, позволяет создать конкурентную среду и рынок, в котором главным показателем становятся цена и качество. За два года работы платформы Uber в Украине мы увидели увеличение предложения среди предлагаемых услуг приложением", - отметил министр инфраструктуры.
Все ли так хорошо?
"У меня двоякое ощущение - с одной стороны это альтернатива. Появляется выбор. С другой стороны - не ясно, как у Убера со страховкой, как обеспечивается безопасность пассажиров… Та модель, которая была выбрана Убером, больше похожа на маршрутное такси в том классическом виде, как они появились в 1990-тых… Это "второе пришествие" очень сильно меня смущает - есть вопросы, как Uber это оформляет. Есть ли разрешение на этот вид перевозок", - комментирует Дмитрий Беспалов, директор компании А+С, специализирующейся на создании транспортных моделей городов.
Обращает внимание на вопросы лицензирования и Григорий Мельничук, глава Совета урбанистки Киева: "В первую очередь это документальное оформление перевозок - вопрос лицензии, безопасности, вопрос ответственности водителя перед пассажирами, в случае чего, и вопрос финансовой отчетности".
С самого начала работы сервиса эксперты также отмечали, что остановки по маршрутам Uber Shuttle не привязаны к регулярным остановкам общественного транспорта - то есть этот вопрос пока никак не формализован. Успели водители новой службы "засветиться" и с высадкой пассажиров в неположенных местах.
Первые два месяца проект работает в тестовом режиме и за это время все стороны должны выйти на общее решение по лицензированию и безопасности.
В Министерстве инфраструктуры все это понимают и подтверждают, что основное - это соблюдение законодательства Украины, а также безопасность и комфорт для пассажиров и бизнеса. "Важно, чтобы транспортные услуги предоставлялись согласно лицензионных условий, а автобусы соответствовали стандартам безопасности и качества и прошли соответствующую сертификацию", - говорит Владимир Омелян. Но как поясняют в пресс-службе ведомства, первые два месяца проект работает в тестовом режиме и за это время все стороны (МИУ, Укртрансбезпека", Uber) должны выйти на общее решение по лицензированию и безопасности.
Дмитрий Беспалов также отмечает, что в Украине существует запрос на личный автомобиль и люди максимально стараются обойтись без некачественного общественного транспорта. "Uber играет на этом поле - старается подобрать денежного пассажира и обеспечить ему хоть какой-то должный уровень комфорта и качества. Я сомневаюсь, что будет большой спрос, а вот если будет, то Уберу придется покупать большие автобусы и делать полноценные маршруты общественного транспорта", - говорит эксперт.
Но есть и хорошие новости
Глава общественной организации "Развитие инфраструктуры" Станислав Гвоздиков считает, что запуск подобного сервиса - это на данный момент закономерный вариант развития общественного транспорта в Киеве. "Ведь численность лиц, занятых в пассажирских автоперевозках в столичном регионе составляет около 4 тыс. человек. Примерно столько же - транспортных средств, используемых в процессе данного вида перевозок. Денежный оборот указанного рынка услуг в масштабах Киевской области составляет около 2 млрд грн в год. Региональный рынок пассажирских перевозок не структурированный, монетизация носит стихийный характер, - отметил он, добавив, что для сознательных перевозчиков сотрудничество с сервисом - это возможность хорошо и стабильно зарабатывать без коррупционных составляющих. - Например, можно перестать делиться с чиновниками за право обслуживать маршрут".
Сервис будет востребованным платежеспособной частью пассажиров, если будут использоваться исправные автобусы, а перевозчик будет соответствовать всем лицензионным условиям.
Проблема маршруток в городе, в том виде в котором они есть сегодня, связана с тем, что большинство перевозчиков работают в "тени", что сказывается на бюджете города и, как следствие, на его развитии. Председатель бюджетного комитета общественного совета Министерства финансов Тарас Козак отмечает, что Uber Shuttle только начинает работать в Киеве как пилотный проект. Поэтому, объемы уплаченных налогов будут достаточно небольшими. Однако, по его словам, доходы сегодняшних маршрутчиков в основном в "тени" и введение прозрачных налоговых схем задаст новые стандарты и принесет пользу бюджету Киева.
По убеждению Станислава Гвоздикова, Uber Shuttle будет востребованным платежеспособной частью пассажиров, "если будут использоваться предусмотренные транспортным законодательством исправные автобусы, а перевозчик будет страховать пассажиров и соответствовать всем строгим лицензионным условиям"
В чем-то схожего мнения придерживается глава Совета урбанистики Киева Григорий Мельничук. Он отмечает, что формат данного сервиса - это хорошая альтернатива для людей, которые могли бы поехать на своей машине, то есть среднего достатка: "Городу действительно нужна сейчас система комфортабельного общественного транспорта по основным маршрутам. И тариф 20-30 грн - это абсолютно нормально для таких перевозок".
Консультант ЦТС-Консалтинг Андрей Исаев, помимо экономической составляющей, обращает внимание и на экологический аспект, на который может повлиять новый сервис. "Достаточно важным преимуществом проекта должно стать уменьшение количества автомобилей на дорогах. А это - снижение количества пробок на дорогах и уменьшение загрязнения окружающей среды", - говорит эксперт.
"Городу в любом случае выгодно, если горожане не будут пользоваться собственным авто, а воспользуются таким сервисом, метро, другим общественным транспортом. Потому что снижается нагрузка на дороги. Собственно, Uber Shuttle - это некая попытка реализовать концепцию настоящего маршрутного такси - это комфорт, сидячие места, кондиционер, культура обслуживания. Это та ниша, которой действительно не хватает", - резюмирует Григорий Мельничук.
Читайте также Мы как классическая авиакомпания - интервью с FlixBus