Мы опросили экспертов транспортного рынка на предмет того, каким критериям должен соответствовать будущий глава Министерства инфраструктуры. Оказалось, что ключевых требования – три.
Пока готовился этот материал к публикации стало известно, что Верховная Рада утвердила в должности главы профильного ведомства Максима Бурбака. Тем не менее, дискуссия о том, какими качествами должен обладать транспортный министр и что делать в первую очередь остается актуальной. Приглашаем к обсуждению этой темы экспертов отрасли.
Прозападный технократ
Новый министр инфраструктуры должен иметь возраст до 45 лет, обладать опытом работы в частном транспортном бизнесе (не госкомпании), а также обязательно свободно владеть английским языком, считает директор крупнейшего частного портового терминала Украины ТИС Андрей Ставницер.
Читайте также о том, что несет для транспортной отрасли страны подписание Ассоциации с Евросоюзом.
Большинство опрошенных ЦТС игроков транспортной отрасли отмечают, что хотели бы, чтобы формирование должностей в руководстве министерства происходило по профессиональным, а не политическим критериям. Транспорт и инфраструктура – это технологичная отрасль, где профессиональность и опыт крайне важны.
В то же время общество настроено на сближение с Европой, что ставит перед новым министром инфраструктуры необходимость скорейшего подписания соглашения об открытом небе с ЕС, привлечение европейских лоукостов, а также развития транспортных коммуникаций в западном направлении (автодороги, пропускные пункты на границе, увеличение количества рейсов поездов в западном направлении).
Преемственностью курса реформ
Предыдущее руководство Мининфраструктуры начало долгожданное реформирование портовой и железнодорожной отрасли. Директор ЦТС Сергей Вовк говорит, что теперь критически важно сохранить преемственность курса на расширение участия частных инвесторов в отрасли - у государства попросту нет денег не то что для развития, но даже для поддержания конкурентоспособности транспортной отрасли, тем более в нынешней сложной экономической ситуации.
«К примеру, в портовой отрасли реализуются масштабные проекты по дноуглублению и развитию акваторий стоимостью более миллиарда гривен. Если не обеспечить эти акватории эффективными и современными терминалами – возврат этих инвестиций существенно усложниться, поскольку не будет грузопотока. Построить эти терминалы возможно только в случае совместной работы власти и частных инвесторов. Аналогичная ситуация в ж.д. транспорте, где начата работа по ряду перспективных направлений транзита: трансбалтийские контейнерные коридоры, Бескидский туннель. Эти направления нужно развивать - ведь это и есть реальная интеграция отрасли в Европу», - отмечает эксперт.
Собственник Risoil S.A Шота Хаджишвили также акцентирует свое внимание на том, что новому Министру инфраструктуры будет необходимо продолжить реформу портового хозяйства. «Если в общих чертах, то порты нужно продать, минимум чиновников, свободный доступ для инвестиций и свободная конкуренция, минимизировать разрешительные документы», - резюмирует он.
Порядок в госзакупках и общественный контроль
Тем временем, Федерация работодателей транспорта Украины и Профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства обратились к спикеру Верховной Рады с призывом искоренить коррупцию на всех уровнях власти (в том числе, в таможенных и налоговых органах), уменьшить непосильное фискальное, административное и налоговое давление на работодателей. А также предложила пакет мер, на реализации которых должно сосредоточиться профильное министерство. Обращение федерации и профсоюзом написано вполне в духе времени – общественность твердо намерено создавать условия для эффективного общественного контроля над чиновниками.
В тоже время, министерство инфраструктуры всегда отличалось огромными возможностями для коррупционеров. Чего и сколько стоят только назначения на "хлебные места" в портах и железной дороге многим известно. Но, наверное, самым громким скандалом в транспортной отрасли за последние пять лет стала история с покупкой поездов Hyundai. С самого начала к этому проекту у общества не было доверия из-за непрозрачности выбора поставщика подвижного состава, а когда с поездами начали происходить технические неисправности все и вовсе переросло в скандал. Рецепт от этого может быть только один – прозрачные тендера, реальные общественные слушания, привлечение экспертов к наработке и принятию решений. Это же касается и концессионных конкурсов в портах и других объектов инфраструктуры. Время, когда все решал чемодан денег в приемной министра, должно остаться в прошлом.