В последние годы Евразия превращается в паутину транспортных коридоров. Их отправными точками являются ЕС и Китай. Между ними раскинулось необъятное пространство для прокладывания коридоров, по которым пойдут грузы в оба направления. Ввиду наибольшей приспособленности и удобства ведущую роль в этом процессе играют железные дороги.

Основные ж/д магистрали, по которым перевозятся грузы из Китая в ЕС, проходят по территории Казахстана, России и Беларуси. В борьбу за грузопоток из Поднебесной включились не только ведущие страны Евросоюза (Германия, Польша), но и малые, скажем Литва, которые также стремятся занять свою нишу.

Читайте также Борьба за транзит: кто заменит российские грузы в портах Украины

Украина долгое время оставалась в стороне от этих процессов. Несмотря на это, товарооборот с Китаем за последнее время вырос. По данным "Укрзализныци", объемы грузовых ж/д перевозок между двумя странами выросли за десять месяцев этого года на 13% до 21 млн тонн, а транзитный контейнерооборот из Китая через Украину увеличился до 5327 TEU, что составляет 18% от общего объема транзитных контейнерных перевозок.

Похоже, что эти показатели стали катализатором для Киева во включении в борьбу за транзитные грузы. На прошлой неделе в Киеве состоялась презентация возможностей Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ). Что же это за маршрут и чем он ценен для Украины?

По следам TRACECA Транскаспийский коридор является альтернативой традиционному маршруту, по которому доставляются грузы из Китая в Европу (Казахстан – Россия – Беларусь). Отличительной чертой ТМТМ можно назвать построение логистической цепочки без участия России. В определенной мере он повторяет маршрут проекта TRACECA. Напомним, что последний был создан при содействии ЕС и включает все постсоветские страны (кроме России и Беларуси), а также Монголию, Турцию, Румынию, Болгарию и Иран.

В комментарии порталу ЦТС генсек Межправительственной комиссии TRACECA Мирча Чиопрага, говоря о Транскаспийском коридоре, отметил: "Данная инициатива соответствует нашим рекомендациям. Каждое государство-участник проекта TRACECA может использовать маршрутную сеть проекта для улучшения грузопотока и транспортной инфраструктуры".

Новый коридор начинается в Китае, затем проходит через Казахстан, Азербайджан, Грузию. Именно эти страны и стали инициаторами создания в прошлом году Координационного совета по развитию ТМТМ. В конце 2014 года к ним присоединилась Турция. Сейчас у Украины есть все шансы также стать полноправным участником коридора с потенциалом 10 млн тонн грузов в год.

Читайте также Коридор TRACECA: последняя надежда на транзит

Позиция Украины ТМТМ является мультимодальным коридором, поскольку он предполагает использование не только железной дороги, но и паромов. Эта особенность может сыграть Украине, как в плюс, так и в минус. Положительный эффект могут вызвать несколько факторов. Во-первых, это зона свободной торговли с ЕС, которая должна заработать с 1 января 2016 года. Во-вторых, Украина имеет несколько стыковок на границе с Евросоюзом, крупнейшей из которых по-прежнему остается Чопская ж/д горловина. И, в-третьих, у Украины есть необходимые паромы, которые могут перевозить ж/д составы, а также морские порты.

Правда, вопрос стоимости услуг является щепетильным и для Украины, и для стран-участниц TRACECA и Транскаспийского коридора. Как точно подметил генсек проекта TRACECA Мирча Чиопрага, "в качестве альтернативы наш коридор проиграет во времени доставки и по тарифным ставкам в основной номенклатуре генеральных грузов". Но издержки транспортировки может покрывать безопасность и слаженная работа участников проекта.

Особое внимание на оптимизацию стоимости обращают и в "Укрзализныци". Согласно данным Юрия Меркулова, начальника департамента коммерческой работы УЗ, стоимость перевозки одного контейнера по существующему маршруту (через Россию и Беларусь) составляет 4110 долларов, а по ТМТМ – 7927 долларов. Этот вопрос участники проекта уже решают. Так, Казахстан снизил на 24% (по сравнению с 2015-м) ставки на перевозки грузов контейнерным поездом по маршруту Достык – Актау, а Украина – на 60% ставки на грузоперевозок от Ильичевска до границы со странами ЕС.

Украине может помочь Казахстан, заинтересованный в создании альтернативных маршрутов доставки грузов из Китая в Европу.

И, пожалуй, последним, но существенным минусом могут стать паромы. В сентябре Украина вернула в госсобственность три парома ("Герои Плевны", "Герои Шипки", "Каледония"), ранее находившиеся в аренде у частной компании "Укрферри". Сейчас этот вопрос находится в подвешенном состоянии, но, судя по всему, "Укрзализныця" таки станет оператором этих паромов. В октябре и.о. гендиректора "Укрзализныци" Александр Завгородний подтвердил намерения ж/д монополиста заняться паромными перевозками. Пока что единственным оператором на линии Украина – Грузия остается компания "Укрферри". От решения вопроса с паромами будет зависеть будущее участие Украины в Транскаспийском коридоре: ведь с юга у нас есть мощный конкурент – Турция, которая может предложить более удобный путь доставки грузов в Европу. Но Украине может помочь Казахстан, заинтересованный в создании альтернативных маршрутов доставки грузов из Китая в Европу.

Лидерство Казахстана Несмотря на то, что в проекте по созданию Транскаспийского коридора участвует несколько стран, ведущую роль играет Казахстан. Именно казахский национальный ж/д оператор "Казахстан темир жолы" второй год председательствует в Координационном Совете по развитию ТМТМ. А за последние годы Казахстан реализовал или планирует реализовать ряд инфраструктурных проектов в рамках программы "Казахстан – Новый шелковый путь", направленной на увеличение транзитного потенциала страны.

В августе прошлого года Казахстан достроил 988-километровую ж/д ветку Жезказган – Бейнеу. Этот путь значительно убыстрил время доставки грузов из Китая в Европу. Этим летом президент Нурсултан Назарбаев заявил о разработке высокоскоростного ж/д коридора с европейской колеей от пограничного Хоргоса до каспийского порта Актау.

Относительно конечных пунктов этого маршрута, то они уже сейчас активно развиваются. Так, в декабре прошлого года в приграничном Хоргосе начал работать сухой порт – логистический комплекс по перевалке грузов. Этим летом сухой порт принял первый контейнерный поезд из Китая. С другой стороны, в Актау, ведутся масштабные работы по расширению порта. В его модернизации участвует один из крупнейших портовых операторов DP World. Казахстан планирует до 2020 года увеличить грузооборот порта Актау до 25 млн тонн в год. В целом же, в развитие инфраструктуры Астана планирует инвестировать 14 млрд долларов в течение трех лет.

Есть и первые результаты в создании Транскаспийского коридора. В августе был запущен контейнерный поезд Nomad Express, соединивший Китай, Казахстан и Азербайджан. В октябре из Китая в Азербайджан прибыл второй поезд Nomad Express. Оператором поезда является казахская компания KTZ Express, "дочка" "Казахстан темир жолы". Этот поезд можно состыковать с курсирующим составом между Баку и Поти. Скорее всего, в ближайшее время работа будет вестись именно в этом направлении.

Это открывает возможности и для Украины по загрузке портов и железной дороги транзитными грузами из Китая. Уже сейчас "Укрзализныця" оперирует контейнерными поездами как внутри Украины, так и в соседние страны, среди них: "Викинг", "ZUBR", курсирующие в страны Балтии; "Ярослав", курсирующий из Киева в польский Славкув, где расположен крупный контейнерный терминал. Украине остается лишь удачно скомбинировать свои маршруты с партнерами по ТМТМ и создать выгодные условия для грузоотправителей. 

Читайте также: Новый Шелковый путь: нужен ли китайцам Ильичевск