Программа "Большое строительство" идет уже второй год. В 2020 году на строительство и ремонт дорог была направлена рекордная сумма - 82 млрд грн. Главным источником финансирования стал Дорожный фонд. Кроме того, "Укравтодор" привлек деньги под государственные гарантии у украинских банков. Дополнительным источником стали средства, полученные Украиной от выигрыша в судебном процессе с "Газпромом"

Планы ремонтов дорог на этот год, как известно, не менее амбициозны. Однако, для их выполнения необходимо решить вопрос с финансированием. Основным источником, как и ранее, остается Дорожный фонд. "Чтобы выполнить план этого года и обновить 4500 км нам нужно 98 млрд грн. У нас по-прежнему есть источник финансирования в виде Дорожного фонда - 24 млрд грн. Это поступления в 2021 году. Плюс в прошлом году был профицит Дорожного фонда - фактически, инвестировав в строительство и ремонт, мы получили и больше денег в Дорожный фонд, так как увеличились перевозки, объемы поставок битума", - отмечает Александра Азархина, руководитель команды поддержки реформ (RST) при "Укравтодоре". 

А вот на дополнительное финансирование от государства, как получилось в 2020 году с деньгами от "Газпрома", в этот раз рассчитывать не приходится. Поэтому "Укравтодор" вышел на рынок внешних займов, разместив еврооблигации на 700 млн долл. сроком на 7 лет. Это даст "Укравтодору" еще около 20 млрд грн. При этом для компании было важно диверсифицировать займы, чтобы часть из них была взята на внешних рынках, часть - на внутренних. Чтобы реализовать планы в полном объеме "Укравтодор" также ведет сейчас переговоры о привлечении кредита от одного из зарубежных банков, еще часть средств будет заимствована у украинских банков. 

Справится ли Госагентство автомобильных дорог с долговой нагрузкой и какие еще могут быть источники финансирования дорожной отрасли?  

Первые евробонды

В середине июня Государственное агентство автомобильных дорог Украины ("Укравтодор") разместило еврооблигации на 700 млн долларов США на 7 лет по ставке 6,25%. Еврооблигации размещены под госгарантии. Это первый случай, когда "Укравтодор" выпустил евробонды на Лондонской фондовой бирже и при этом получил рекордно низкую ставку по сравнению с предыдущими украинским суверенным размещениями. 

"Выпуск еврооблигаций "Укравтодора" был хорошо воспринят инвесторами: на пике книга заявок составила около 2,4 млрд долл. при планируемом выпуске в 700 млн долл. Заявки были получены от более 140 инвесторов из США, Великобритании и Европы. В первую очередь это были инвесторы в украинские суверенные бумаги, которые смотрели на "Укравтодор" в качестве продолжения суверенного кредита", - отмечают в компании Dragon Capital, которая занималась сопровождением выпуска. 

На вопрос, насколько при этом увеличится долговая нагрузка госкомпании, Александра Азархина отвечает, что этот же вопрос задавали инвесторы, МВФ и другие партнеры. "Сейчас у нас заимствования относительно Дорожного фонда достигают не более 40% от всего объема. Мы стараемся держать эту норму", - говорит она. 

В Dragon Capital на этот счет отмечают, что есть набор механизмов, которые уже встроены в систему для того, чтобы ограничить неконтролированный рост задолженности: "Все заимствования "Укравтодора" имеют государственную гарантию, то есть происходят в координации с Министерством финансов Украины; обслуживание долга осуществляется за счет средств Государственного дорожного фонда, где также есть определенные ограничения по уровню максимальной задолженности. Более того, если говорить о рыночных размещениях, то естественным ограничением является анализ инвесторов, которые прежде всего оценивают возможность эмитента обслуживать долг в будущем, учитывая его существующую долговую нагрузку".

Читайте также Фонды, бонды, ГЧП: Где искать источники финансирования дорожного строительства

Увеличить Дорожный фонд 

Ожидается, что ближайшие 10 лет Дорожный фонд будет расти, а значит будут увеличиваться и возможности для финансирования отрасли. Однако, как говорит Александра Азархина, с ростом числа электромобилей, которые сейчас не платят акциз на топливо, но все равно пользуются инфраструктурой, необходимо будет найти механизм и понять, каким будет вклад в развитие дорожной сети такого вида транспорта. 

Еще одним источником наполнения Дорожного фонда должно стать внедрение толлинга. "Мы считаем, что возможно привлекать дополнительное финансирование путем взимания платы с грузового транспорта весом более 12 т. Так как именно от большегрузных автомобилей больше всего изнашиваются дороги. Если говорить о суммах, то благодаря внедрению этой системы Дорожный фонд может увеличится еще на 8 млрд грн", - комментирует Азархина. 

До конца лета в "Укравтодоре" хотят запустить процедуру и определить партнера по запуску толлинга. Предполагается, что это будет компания, которая с учетом мирового опыта разработает всю систему, как операционный блок, так и технический. Она же будет и оперировать этой системой, чтобы фактор влияния государства был минимальным. 

"Мы понимаем, что источником наполнения Дорожного фонда, кроме акциза, должна быть плата за проезд. Нужно начинать с грузового транспорта, в частности, с транзитного. Потом, через переходной период, внедрять эту систему для украинских грузовых перевозчиков. Рынок, конечно, будет сопротивляться, но нужно сделать плату такой, чтобы с одной стороны это не сильно повысило стоимость логистики, с другой - дало поступления для дорожной отрасли", - говорит Виктор Довгань, бывший заместитель министра инфраструктуры. 

Дополнительные источники

Какие могут быть еще источники финансирования? Один из вариантов - кредиты МФО. "Укравтодор" уже ведет успешную работу с международными финансовыми организациями, привлекая от них кредиты для финансирования долгосрочных проектов. Согласно ранее обнародованной дорожным ведомством информации, в 2021 году таким образом будет привлечено не менее 4,4 млрд грн. В Dragon Capital говорят, что данный источник является наиболее дешевым ресурсом, который доступен на сегодня. Однако он ограничен и не позволяет покрыть все потребности госкомпании, что и обусловило выход "Укравтодора" на международные рынки капитала путем выпуска еврооблигаций. 

Второй вариант - связанные кредиты. "Примером может послужить польский кредит на 100 млн евро. Суть в том, что это дешевые (кредитная ставка ниже 1%) и длинные деньги, но в тендерах могут принимать участие только компании из страны, которая дает кредит. Сейчас на предмет такого же кредита переговоры идут с Китаем", - говорит Виктор Довгань. Такие механизмы, по его словам, дают диверсификацию и растягивают финансирование во времени, уменьшая его стоимость. 

Третий источник привлечения инвестиций - государственно-частное партнерство, такое как концессия дорог. На данный момент ведется активная работа для того, чтобы запустить первые подобные проекты. Однако у тех проектов ГЧП, которые разрабатываются на данный момент, есть сложность. "В том формате, в котором они прописаны, нельзя полностью сказать, что это дополнительный источник финансирования, поскольку государство все равно должно будет вернуть деньги инвестору. И мы опять возвращаемся к Дорожному фонду. Поэтому тут скорее речь об эффективном использовании, чем еще об одном источнике", - резюмируют в Министерстве инфраструктуры.

Читайте также Спорный КОД: Как привлечь финансирование на строительство обходной дороги Киева