Когда-то важная железнодорожная ветка соединявшая Полесье и Волынь c Польшей, а теперь – умирающая линия бес перспектив. Транспортный узел времен Второй Речи Посполитой (II RP), который история и три границы превратили в глубоко провинциальную станцию. Как железная дорога медленно умирает в Камень-Каширском, рассказывают репортеры польского специализированного портала Transport Publiczny. От себя добавим, что сокращение протяжности железнодорожного полотна для Польши не менее актуальная проблема, чем для украинцев. Так, польский государственный железнодорожный холдинг PKP в ближайшие годы намерен сократить количество действующих в стране вокзалов до 500 с нынешних 2,5 тыс. К тому же новая стратегия развития Польских железных дорог (PKP) до 2015 года предполагает ликвидацию трех тысяч км железнодорожных путей – почти 16% их общей длины.

Читайте также В тяжелой колее: почему "Укрзализныце" придется сокращать протяжность полотна

Единственный поезд в Камень-Каширский можно легко пропустить. Расписание движения на интернет-странице Львовской железной дороги уже давно не актуально, потому что в прошлом году было снижено скорость движения из-за ухудшения состояния полотна, но никто не скорректировал график. На самом деле поезд отправляется на час раньше расписания и представляет собой единственный вагон в сцепке с неприглядным советского производства локомотивом M62.

Еще в прошлом квартале он уходил в рейс дважды за сутки. Кроме этого, раннего состава, который отправляется в девять, был еще вечерний. 53 километра поезд преодолевает почти три часа и превращается постепенно, скорее в аттракцион, нежели транспортное средство.  Автобус по тому же маршруту находится в пути всего 40 минут и к тому же отправляется из центра города. Не удивительно, что подавляющее количество жителей города предпочитают его железной дороге.

53 километра поезд преодолевает почти три часа и превращается постепенно, скорее в аттракцион, нежели транспортное средство.

Сейчас кажется, что эта железная дорога ведет на край мира. Но в между военное время она была важной артерией региона. Камень-Каширский хотя исторически и принадлежит Волыни, развивался как ворота в Полесье. Линия из Ковеля соединялась с сетью узкоколейных дорог (зазор 600 мм) общей протяженностью 260 километров, частично построенных во время войны, частично еще во времена II RP.

Камень превратился тогда в важную узловую станцию всего региона. Узкая колея пролегала тогда на север даже к Янову Полескому (теперь белорусское Иваново), а на восток – в глубину нынешней Ровенской области. Ее сохранившаяся восточная часть – сейчас более известна как "Полесский трамвай, "Кукушка". Но тогда все Полесье было покрыто этой сетью узкоколеек, ключевым узлом которых и был Камень-Каширский.

Теперь об этом напоминает разве что большая деревянная железнодорожная станция. Она не потеряла своей красоты, но здесь уже нет ни кассы для покупки билетов, ни зала ожидания. Часть здания перепланировано под жилье. По железной дороге, как и раньше, вывозится лес, но не часто. Иногда можно заметить несколько полувагонов, которые ожидают сцепки с пассажирским составом.

Полесье и Волынь разделили границы трех государств, узкоколейка оказалась на территории Украины, Польши и Беларуси и была постепенно разобрана. Линия на Ковель постепенно разрушается. Прошлой зимой на одной из станций подсыпали новый щебень, но в целом техническое состояние ухудшается из года в год, а все меньшее значение дороги не дает предпосылок для изменения этой тенденции. Важный узел II RP в неспешном темпе 20 километров в час уходит в прошлое.

Перевод Игоря Гошовского, ЦТС