Президент МАУ Юрий Мирошников на пресс-конференции рассказал о том, как отразятся российские контрсанкции на авиабизнесе, какое влияние они окажут на пассажиров, какие аэропорты станут транзитными, а также почему авиакомпания рассчитывает увеличить прибыль на дальнемагистральных рейсах. Мы опубликовали пять наиболее интересных тезисов.
О денежных потерях
Мы ожидаем чистый негативный эффект от российских санкций на уровне 6 млн долларов. При этом, около 30 млн долларов - потери в обороте денежных средств, которые мы имеем на российском рынке. Кроме того, мы потеряем пассажиропоток в 350 тысяч человек. Также в ближайшие месяц-полтора мы должны будем вернуть деньги за билеты. Это где-то 13-14 тысяч пассажиров, которым нужно будет вернуть около 2 млн долларов.
О подорожании билетов
Лететь через Минск будет, как минимум, вдвое дольше, потому что помимо двух перелетов вместо одного, будет еще м ожидание в аэропорту. Для иллюстрации, если анализировать существующие расписание, то через Минск совокупное время пути составляет около 8 часов.
МАУ не собирается специально повышать цены на перевозки между Украиной и Россией. Я думаю, что никто не собирается этого делать, но повышение цен, скорее всего, произойдет естественным способом, потому что в случае если не будет прямых воздушных сообщений, то перевозки станут более сложными, с использованием транзитных промежуточных аэропортов, с использованием нескольких авиакомпаний. По какой цене будет продаваться билет – это решит рынок. Он очень конкурентный, желающие воспользоваться сложившейся ситуацией есть. В частности – это белорусские, молдавские и прибалтийские авиакомпании. Все будут предлагать свои ценовые пакеты и установится какая-то новая реальность.
Еще один из факторов подорожания билетов - аэропортовые сборы: в стоимость билетов будут добавлены аэропортовые сборы Минска или любого другого транзитного аэропорта.
Об альтернативных аэропортах
Мы имеем право летать два раза в день в Минск, а летаем сегодня только один раз. Мы планируем увеличить количество частот до максимально разрешенного. Думаю, что белорусские коллеги сделают тоже самое и запланируют самолеты максимальной ёмкости на этот маршрут. Если этого будет не хватать, тогда будем обращаться в авиационные власти с предложением провести переговоры с Белоруссией и увеличить количество частот.
Еще одним логичным альтернативным аэропортом является Рига. Не совсем логичным, но достаточно реалистичным аэропортом может стать Кишинев. Особенно это будет удобно для пассажиров южного региона.
О санкциях против РФ
МАУ уже более года находится под запретом российских авиавластей - это запрет пролета над российской территорией. Это потери порядка 6-7 млн долларов в год только на прямых расходах.
Если бы меня спросили о том, какие именно санкции целесообразно вводить, я бы сказал, что первое что можно и нужно было бы сделать - это ввести запрет на пролет над территорией Украины российскими авиакомпаниями. Это болезненная санкция, по себе знаем. Она приводит как к дополнительным расходам, при чем, в два-три раза больше чем потери "Украэроруха". Плюс ко всему, надо менять слоты в аэропортах, которые можно просто не получить под новое расписание, плюс потеря стыковок… то есть проблем огромное количество. Наверное, такие санкции не были введены, чтобы не наносить слишком большой ущерб "Украэроруху".
О незаконных решениях властей РФ
Мы считаем, что такого рода запреты российской стороны не имеют под собой законных оснований, поскольку МАУ не нарушала российское законодательство. МАУ выполняет полеты в Россию в строгом соответствии межправительственного соглашения о воздушном сообщении и поэтому мы не видим юридических оснований для запрета полетов МАУ в Россию. Соответственно, будем принимать юридические действия по защите интересов МАУ.
Будем направлять в РФ запросы, чтобы нам разъяснили почему запретили летать и, в зависимости от ответов, возможно, будем решать в юридической плоскости.
О плюсах
Мы видим, что может быть какой-то выигрыш на тех направлениях, которые МАУ осуществляет из Украины и там где российские авиакомпании интенсивно с нами конкурировали и продавали транзит. Это дальнемагистральные направления Киев-Пекин, Киев-Банкок, Киев-Нью-Йорк. Если действительно подтвердится ожидание возрастания пассажиропотока в Пекин, может быть мы раньше, чем планировали, начнем увеличивать количество прямых рейсов. Есть и такие транзитные потоки, которые для нас исчезнут. Это среднеазиатское направление.