Уже второй год подряд, после предшествовавшего трехлетнего периода роста, портовая отрасль Украины показывает негативную динамику перевалки. По итогу 2021 года морскими портами было обработано 153,3 млн т грузов, что на 3,7% меньше, чем годом ранее. Руда, как один из основных видов грузов для наших портов, в 2021 году стала доминирующим фактором, повлиявшим на общий показатель. Если в 2020 году, благодаря благоприятной конъюнктуре на внешних рынках, рудные грузы показали плюс 18,8%, то в 2021 году - минус 14,6%. В текущем году, с учетом рекордного урожая и прогнозируемого экспорта в объеме 70 млн т, задавать тренд будет зерно.
Руда в минус
Главный тренд прошедшего года - сильное сокращение объемов перевалки руды в портах. Согласно статистике, в 2021 году в украинских морских гаванях было обработано 37,9 млн т этого вида грузов, что на 14,6% меньше, чем годом ранее. Традиционно, рудные грузы занимают второе место в структуре перевалки после зерна, поэтому любое колебание, будь то в плюс или минус, отражается и на общих показателях.
В прошлом году нивелировать общую динамику падения перевалки в портах удалось именно благодаря рудным грузам, объемы которых увеличились на 18,8% до 44,3 млн т. "От пандемии сильно пострадал один из основных производителей сырья - Бразилия. Это привело к росту цен на ЖРС, что позволило нашим предприятиям нарастить объемы экспорта", - отмечал ранее Александр Каленков, президент "Укрметаллургпрома". В 2021 году, по словам главы АМПУ Александра Голодницкого, в отношении руды свою роль сыграли рынки потребления руд, а также стоимость фрахта.
Вместе с тем, по итогу 2021 года удалось частично восстановить объемы перевалки зерновых грузов. Если в 2020 году показатели сократились на 12,2% по сравнению с предыдущим периодом, то в 2021 году направление показало рост - порты смогли обработать 49,5 млн т зерновых, что на 4,7% больше, чем в 2020 году. Однако этот показатель был ниже зафиксированного в 2019 году - 53,9 млн т. Прогноз на этот год более, чем утешительный. Украина смогла собрать новый рекорд зерновых и масличных - около 108 млн т. По оценкам президента Украинской зерновой ассоциации Николая Горбачева, экспорт в этом году может составить 70 млн т, что в свою очередь позитивно скажется на работе портовой отрасли.
Немного импорта
Если говорить о направлениях перевалки, то в прошлом году рост показал только импорт, и то незначительный. Портами было обработано 24,1 млн т импортных грузов, что на 1,7% больше, чем годом ранее. Главным драйвером роста импорта стали наливные грузы. В частности, нефти и нефтепродуктов. Так, объемы перевалки нефти в 2021 году увеличились на 10,7% до 1,5 млн т, нефтепродуктов на 99,9% - до 1,7 млн т.
В интервью ЦТС глава АМПУ Александр Голодницкий, комментируя вопрос результатов перевалки грузов за 2021 год, отметил: "У нас плюс по нефти, нефтепродуктам, слябам. Это основные тенденции этого года". По его словам, нефтепродукты могут стать точкой роста и в 2022 году. "Но это больше краткосрочная динамика, связанная с ситуацией на глобальном энергетическом рынке", - считает глава АМПУ. При этом доля импорта в общей структуре перевалки заняла 15,7%.
Динамика перевалки экспортных грузов к прошлому году была отрицательной - через порты было отправлено 118,2 млн т, что на 3,9% меньше, чем в 2020 году. Наибольшее падение показала руда - было перевалено на экспорт 29,4 млн т, что на 13,8% меньше, чем в 2020 году и 4,6 млн т масла, что на 20,2% меньше предыдущего периода. Транзит по итогу года составил 8,7 млн т, что на 13,7% меньше, каботаж - 2,4 млн т, что на 1,8% меньше.
Лидеры теряют объемы
В топ-пятерку государственных стивидорных компаний по итогу года традиционно попали МТП Южный, Мариупольский МТП, МТП Черноморск, Измаильский МТП и СК Ольвия, которые в общей сложности занимают 22,3% рынка. Интересный момент - согласно данным АМПУ, на рейдах Николаевского порта, в прошлом году было перевалено 1,66 млн т грузов, что сопоставимо по объемам с СК Ольвия.
Среди частных операторов в лидерах ТИС,"ТрансБалкТерминал", Ника-Тера, Бруклин-Киев, Николаевский глиноземный завод, с общей долей 35,3%.
Крупнейшей акваторией по грузообороту остается порт Пивденный, операторы которого по итогу года перевалил 53,5 млн т грузов, что на 13,3% меньше, чем в 2020 году. Объемы перевалки руды здесь сократились на 18,2% до 29,1 млн т, угля - на 28,7% до 2,7 млн т. Такие показатели стали следствием потери объемов руды у двух крупнейших стивидоров. Так, ГП МТП Южный потерял 11,4% рудных грузов, сократив объемы до 13,9 млн т, угля - 9,5, сократив объемы до 1,5 млн т. Частный оператор ТИС снизил показатели по всем основным грузам. В частности, перевалка руды уменьшалась на 23,6% до 15,2 млн т, угля - на 44,3% до 1,2 млн т, зерна - на 23,8 до 3,3 млн т.
Грузы с плюсом
В 2021 году некоторые виды грузов, которые хоть и имеют незначительную долю в общем грузообороте, но показали существенный прирост. Так, лидером стал импорт цемента, объемы которого увеличились в 7,7 раз до 148,9 тыс. т. Уже второй год подряд цемент показывает такую динамику. В 2020 году рост составил 6,6 раз до 19,2 тыс. т. Поставки осуществлялись в акваторию порта Черноморск. Наибольшие объемы были перевалены на терминалах ГП "Черноморск" и Risoil.
Кроме того, в 7,3 раза до 391 тыс. т. увеличились объемы перевалки металлолома, большая часть из которого была отправлена на экспорт. Нефтепродукты, как уже упоминалось, выросли в объемах перевалки на 82,7% до 1, 94 млн т, кокс на 71,1% до 174,7 тыс. т, строительные материалы на 69,5% до 3,8 млн т, автотехника и сельхозтехника на 55,2% до 132,3 тыс. т., обработка большегрузных автомобилей на 38,2% до 98,1 тыс. ед.
Контейнеры на спад
По итогам прошлого года негативная динамика наметилась и на контейнерном рынке. Портам удалось обработать 12 млн т контейнерных грузов, что на 5,8% меньше, чем годом ранее. В частности, в порту Одесса было перевалено 671,5 тыс. ТЕU, Пивденном - 238,6 тыс. ТЕU, Черноморске - 112,2 тыс. ТЕU.
В предыдущие несколько лет, даже при общем падении грузооборота, контейнеры показывали устойчивый рост. Однако, в 2021 году на рынок оказали влияние мировые тренды.
По словам Виктора Берестенко, президента АМЭУ, основными причинами падения объемов грузооборота контейнеров в 2021 году были: продолжающаяся валотильность в мировых контейнерных перевозках, увеличение стоимости импортной продукции в связи с необоснованными сборами на границе, высокие расходы на логистику внутри страны и низкий уровень конкурентоспособности национального товаропроизводителя. "Рост ставок очень сильно бьет по конкурентоспособности национального товаропроизводителя на мировых рынках, а также уменьшает спрос на импортный груз, так как кошелек украинца остается прежним, а к девальвации и инфляции добавляется заоблачный фрахт, который ложится неподъемной наценкой на единицу продукции. Дополнительно в том году мы получали обращения о необоснованном поднятии таможенной стоимости украинской таможней, что привлекло к очередному витку подорожания товара", - говорит глава АМЭУ.
Но определяющим фактором все же можно считать глобальный логистический кризис. Ведь из-за ситуации в портах Китая и США был создан замкнутый круг: закрытие портов на карантин привело к скоплению флота на рейдах, что повлекло дефицит перевозочных мощностей и оборудования, это привело к росту фрахтовых ставок и к разрушению устоявшихся за последние годы алгоритмов работы контейнерного бизнеса.
Читйте также Итоги 2021 года: 12 главных событий и процессов в транспортной отрасли Украины