Уже традиционно в конце года ЦТС подводит итоги и анализирует главные события, которые происходили в портовой, авиационной, железнодорожной отраслях, в сфере логистики и автотранспорта. Если 2020 год принес новые вызовы, связанные с пандемией, то 2021-й стал годом адаптации к новой реальности, а для кого-то - даже периодом новых возможностей и развития. Но все ли смогли воспользоваться ими сполна?   

Рокировки в "Укрзализныце"

Весна 2021 года стала порой громких кадровых решений в отрасли - рокировки руководящего состава произошли как в ключевой транспортной компании страны - "Укрзализныце", так и в самом Министерстве инфраструктуры.

Если в 2020 году на отбор главы правления "Укрзализныци" (которым стал Владимир Жмак) и его утверждение ушло более полугода, то с его увольнением все случилось куда более стремительно. 17 марта текущего года Кабмин принял решение о досрочном освобождении Жмака с занимаемой должности, чему немало поспособствовала работа временной следственной комиссии ВРУ по вопросам УЗ. Тогда же, в марте, к исполнению обязанностей главы правления АО УЗ вернули Ивана Юрика. Но в августе было принято решение о том, что вместо Юрика должность главы ж/д компании займет Александр Камышин.

Параллельно с этими процессами несколько месяцев продолжалась эпопея с прекращением полномочий бывшего состава набсовета АО УЗ. Сначала в июне полномочия членов НС были пролонгированы на три месяца, в сентябре они все же были прекращены. А в октябре Кабмин досрочно уволил последнего члена набсовета УЗ Адомаса Аудицкаса.

В конце декабря министр инфраструктуры заявил, что в ближайшее время ожидает начало работы нового наблюдательного совета: "Номинационный комитет уже состоялся, все независимые члены наблюдательного совета "Укрзализныци" определены, потому препятствий для того, чтобы официально запустить работу набсовета нет".

Параллельно Кабмин продлил полномочия главы правления компании Александра Камышина и членов правления Ореста Логунова, Григория Бойко, Евгения Лященко и Александра Перцовского. Также в состав правления АО УЗ на срок до 31 марта 2022 года вошли Евгений Шрамко и Павел Цубер.

Новый министр

Как уже было сказано, смене руководства подверглось и Министерство инфраструктуры. Это произошло в мае - 18 числа Верховная Рада одобрила заявление об отставке с должности министра инфраструктуры Украины Владислава Криклия, возглавлявшего МИУ с сентября 2019 года. Спустя пару дней Рада одобрила на эту должность Александра Кубракова, руководившего до этого "Укравтодором" и имеющего большой кредит доверия со стороны президента страны. Участники рынка, в свою очередь, рассчитывали, что та динамика, которая была достигнута в сфере дорожного строительства "Укравтодором" под началом Кубракова, хоть в какой-то степени будет масштабирована теперь и на другие отрасли транспорта.

Железная дорога: тарифы новые - проблемы старые

После смены менеджмента УЗ и МИУ было принято два непопулярных решения - повышение тарифов на железнодорожные перевозки, которое в самой "Укрзализныце" называют "сближением классов", и Порядок продления срока эксплуатации грузовых вагонов, который должен создать предпосылки обновления парка грузовых вагонов. По поводу последнего разгорелись особенно жаркие дискуссии - если вагоностроители видят в этом однозначный плюс, то ж/д операторы и грузоотправители говорят о сомнительных выгодах, поскольку в течение ближайших лет как "Укрзализныце", так и бизнесу придется списать большое количество вагонов. Взамен планируется закупить 46 тыс. новых полувагонов и зерновозов. Грузоотправители заявляют о том, что не видят логики в отказе от вагонов, в которые были инвестированы миллионные средства на ремонты, а кроме того, отмечают, что оплатить "Большое вагоностроительство" в конечном итоге придется именно им.

Вместе с тем, системные проблемы на железной дороге никуда не делись. Из-за вопросов с закупками, в частности топлива, УЗ в уходящем году вновь оказалась на грани остановки. На этот раз в правительстве обратили внимание на ситуацию и создали Антикризисный штаб, главная задача которого - обеспечить бесперебойную работу компании и обеспечить ее материально-техническими средствами. Уже к концу года, по словам члена правления УЗ Ореста Логунова "Укрзализныця" смогла сделать небольшой запас топлива, а также закупить необходимые материалы для ремонта подвижного состава и инфраструктуры. 

Помимо ухудшения ситуации с закупками за 2021 год существенно ухудшились показатели оборота вагонов. Так, если в январе оборот полувагона составлял 6,2 суток, то в ноябре этот показатель вырос до 7,5 суток. В прошлом году оборот вагонов держался на уровне 6,4-6,7 суток. Учитывая теперешнюю ситуацию, пилотный проект по допуску частной тяги мог бы отчасти стабилизировать ситуацию, однако процесс затягивается. Некоторые крупные компании, которые ранее заявляли о своем желании принять участие в "пилоте", говорят о том, что до принятия нового Закона о железнодорожном транспорте не видят реальной возможности выехать на сеть своими локомотивами, а потому отказываются от участия в проекте. 

Пассажиры в приоритете

Очевидно, не в последнюю очередь из соображений привлечения электората, руководство страны, обратив взор на железную дорогу, приоритет решило сделать на пассажирском секторе. Так, в марте президент Украины Владимир Зеленский выступил с громким заявлением о начале реализации проекта по строительству высокоскоростной железной дороги. Первая железнодорожная линия со скоростью движения до 250 км/ч и колеей европейского стандарта 1435 мм, по задумке, должна пройти от границы с Польшей до Львова (станция Скнилов). Полностью же проект первого этапа строительства высокоскоростной ж/д - это 896 км, куда войдет дорога Киев-Львов-Госграница. При всем наборе проблем отечественной железной дороги вопрос целесообразности такого проекта остается открытым, да и о начале его реализации на практике пока не сообщалось.

К осени фокус в этом вопросе сместился в другую сторону - в ноябре в здании Центрального железнодорожного вокзала в Киеве состоялась большая конференция при участии первых лиц страны. Владимир Зеленский в своем выступлении заявил, что на железной дороге тоже начинается "Большое строительство". В планах, помимо обновления грузового парка, за ближайшие несколько лет значительно повысить качество подвижного состава для пассажирского сектора: закупить 500 новых спальных вагонов и капитально отремонтировать 150 вагонов, приобрести 20 дизельных поездов, 80 современных электропоездов и 10 новых поездов для "Интерсити". До этого, в августе, был подписан Меморандум о сотрудничестве с компанией Stadler, которое предполагает не просто закупку поездов, но и локализацию производства Stadler, благодаря строительству нового завода на территории Украины. Вместе с тем, было заявлено, что отбор поставщика электропоездов для УЗ будет проведен на открытом международном тендере. Возможно, это каким-то образом повлияло на планы швейцарского производителя, поскольку тендер на закупку 80 электропоездов переносится уже не в первый раз - на данный момент срок приема предложений продлен на один месяц - до 21 января 2022 года.

Украинские дизель-поезда – в массы

Вместе с тем заметным событием стало начало серийного производства и поставок в УЗ дизель-поездов ДПКр-3 Крюковского вагоностроительного завода. Первый такой поезд был запущен на линии Центральный ж/д вокзал - аэропорт Борисполь еще в конце 2019 года. Но по контракту 2018 года "Укрзализныця" должна была закупить 6 подобных составов. В марте 2020 года Владимир Зеленский и тогдашний министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий обещали, что 2-3 дизель-поезда будут закуплены еще в том же, 2020 году.

Но реальность оказалось такова, что обещанного пришлось ждать 3 года - только со второй половины 2021-го заказанные ранее ДПКр-3 начали постепенно выходить на маршруты. Новые дизель-поезда курсируют теперь на маршрутах Дунайского, Слобожанского, Буковельского экспрессов.

Первые концессии в портах и курс на коммерциализацию госстивидоров

В декабре имущество госстивидора Ольвия окончательно перешло к своему новому временному собственнику - компании QTerminals. Также акты приема-передачи имущества были подписаны и с компанией Risoil Херсон, которая вступила в свои права концессионера в Херсонском порту. Несмотря на то, что изначальные сроки реализации проектов сильно затянулись, а также на выход из проекта в порту Херсон двух инвесторов, Министерство инфраструктуры нацелено и дальше привлекать частный капитал в государственные порты путем различных механизмов государственно-частного партнерства. 

Так, в этом году три госстивидора уже были отданы в управление Фонда государственного имущества с целью их дальнейшей приватизации. Также, с целью сокращения сроков реализации проектов был разработан механизм частной инициативы - по этой процедуре сейчас идут три проекта: порты Бердянск, Измаил и морской вокзал в Одессе. В порту Черноморск близятся к объявлению конкурсов по нескольким концессионным проектам - передаче в концессию первого терминала, контейнерного терминала и железнодорожно-паромного комплекса, а в Одессе и Николаеве, в силу специфики их работы и большого количества операторов, МИУ видит целесообразным механизм малой приватизации.

Минус в портах

По итогу первого квартала 2021 года морские порты показали значительное снижение грузооборота - за январь-март было обработано на 20,4% меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Однако постепенно объемы удалось нарастить: по итогам полугодия отставание от прошлого года было на 16,5%, а за 9 месяцев - на 10%. При этом, грузоперевалка за ноябрь 2021 года превысила прошлогодние показатели на 16,7% и составила 15,9 млн тонн, но суммарно по итогам 11 месяцев 2021 года в морпортах Украины перевалили 137 млн тонн грузов, что на 8,81 млн тонн, или на 6% меньше показателя аналогичного периода прошлого года.    

Существенное падение в этом году показывает перевалка руды (-15.8%), в лидерах по росту за 11 месяцев перевалка нефтепродуктов (+72,7%). В целом, в АМПУ рассчитывают, что при оптимистичном сценарии, объем перевалки в этом году составит 162 млн тонн, при пессимистичном - 154 млн тонн. 

Плюс на реке 

На фоне падения перевалки в морских портах, река показывает значительный рост. Грузовые перевозки по Днепру в январе-ноябре 2021 года выросли на 31,4% или на 3,1 млн тонн - до 13,2 млн тонн. Однако крупнейший грузопоток составили строительные материалы, перевозка которых увеличилась на 72,2% - до 8,8 млн тонн. Перевозка других грузов сократилась, в частности: зерновых - на 0,8%, до 3,1 млн тонн; металлопродукции - на 30,5%, до 1,161 млн тонн; нефтепродуктов - на 43,5%, до 24,5 тыс. тонн. 

Важным событием уходящего года для речных перевозок рынок называет тестовые шлюзования караванов барже-буксирных составов (две баржи, один буксир) на шлюзах Днепровского каскада, а также создание специального фонда для финансирования внутренних водных путей. Все это в комплексе с вступлением в силу Закона о ВВТ с 1 января 2022 года вселяет определенные надежды на увеличение доли речных перевозок в общей структуре грузооборота. 

Национальная авиакомпания и плюс в трафике

В апреле 2020 года президент выступил с идеей создания национальной авиакомпании. Уже в августе стало известно, что к работе над проектом привлекли французскую консалтинговую компанию Aerogestion. Тогда многие эксперты заподозрили, что французы могут порекомендовать для новой авиакомпании свои же французские самолеты, да и в целом в создании нацперевозчика, который будет финансироваться из госбюджета, мало кто видел целесообразность. Тем не менее, в конце ноября между Министерством инфраструктуры Украины и концерном Airbus был подписан меморандум о сотрудничестве по созданию национальной авиакомпании Украины, которая получила рабочее название Ukrainian National Airlines (UNA). 

Старт полетов новой авиакомпании запланирован на 2022 год. Для начала рейсы будут осуществляться по двум внутренним направлениям. В 2023 году внутренних маршрутов должно стать уже 8. Это количество, согласно планам, должно сохраниться до 2026 года. Ожидается, что к этому году флот авиакомпании составит до 20 самолетов. Со стороны Украинского государства на создание национального авиаперевозчика в 2021 году предусмотрено бюджетное финансирование на уровне 0,5 млрд грн. Потребность на 2022 год в Министерстве инфраструктуры оценивают еще в 2,5 млрд грн. Кроме того, в конце декабря Кабинет министров Украины разрешил Ukrainian National Airlines направить уставный капитал включительно на приобретение гражданской авиакомпании (или доли в ней).

Однозначно положительной тенденцией этого года для авиационной отрасли стал рост пассажирского трафика. Так, по сравнению с докризисными показателями ноября 2019 года пассажиропоток в аэропорту Борисполь восстановился на 63%, а воздушная гавань Харькова летом даже начала превосходить доковидные показатели, аналогичные процессы наблюдались и в Запорожье. Примечательно, что значительный вклад в рост пассажиропотока сделали чартерные перевозки

Всего же аэропорты Украины в январе-октябре 2021 года обслужили 13,628 млн пассажиров, что на 78% больше, чем за аналогичный период 2020 года.

Открытое небо

В середине октября, спустя восемь лет переговоров и подготовительной работы, между Украиной и ЕС было подписано Соглашение об общем авиационном пространстве, которое должно поспособствовать взаимному доступу на рынки авиаперевозок с равными условиями конкуренции. Подписание Соглашения предполагает, что украинский рынок авиации начнет трансформироваться: более дешевые рейсы для пассажиров, усиление конкуренции между авиакомпаниями, увеличение инвестиций в развитие и модернизацию региональных аэропортов. Ожидалось, что Открытое небо заработает еще в этом году, однако для этого в ноябре Украине и ЕС необходимо было завершить согласовательные процедуры и обменяться соответствующими нотами. Это сделано не было, в связи с чем дата вступления в силу соглашения сместится уже минимум на один месяц.

Дороги: еврооблигации и весовой контроль

В поисках новых источников финансирования строительства дорог было принято решение о выпуске еврооблигаций «Укравтодора». В июне Государственное агентство автомобильных дорог Украины разместило на Лондонской бирже евробонды на 700 млн долларов на 7 лет по ставке 6,25%. Дата окончательного погашения еврооблигаций - 24 июня 2028 года. Тогда Министерство инфраструктуры отметило, что евробонды получили исторически низкую ставку по сравнению с предыдущими украинским суверенным размещениями в долларах США. 

Для того, чтобы автодороги, в которые сегодня вкладываются миллиардные средства, не пришлось ремонтировать уже через пару лет, принимаются меры по их сохранению, в частности, речь идет о габаритно-весовом контроле. В июне был подписан закон, закрепляющий на юридическом уровне автоматическую фиксацию нарушений габаритно-весовых норм, а уже в октябре был выписан первый штраф за нарушение весовых норм, зафиксированное через систему WiM. Кроме того, в МИУ приняли решение о смене главы "Укртрансбезопасности" и реформировании ведомства, в том числе для улучшения качества контроля за перегрузом на дорогах. 

Украинский ледокол

В начале июля этого года Кабинет министров Украины принял решение о выделении 5 млн долларов на покупку научно-исследовательского судна-ледокола для украинских антарктических экспедиций. Ледокол James Clark Ross был приобретен у Британской антарктической службы и, несмотря на свой 30-летний возраст, входит в 20-ку лучших научно-исследовательских судов мира.

В октябре судно прибыло в Одессу, и уже в Украине получило новое название - "Ноосфера".

Наличие собственного ледокола позволит решить украинской станции "Академик Вернадский" логистические проблемы, доставляя грузы и экспедиции не только в короткий период антарктического лета, а круглогодично. Однако, ключевым все же является то, что после длительного перерыва украинские ученые смогут вернуться к исследованиям Мирового океана, поскольку судно - это, по сути, плавучий институт, который может взять на борт до 50 ученых. В нем 8 лабораторий и у него есть приспособления для отбора любых проб с глубин до 8 км. То есть нашим исследователям становится доступно практически 90% дна мирового океана.

Сейчас ледокол находится на техобслуживании на ИСРЗ в Черноморске. Ожидается, что после выполнения всех работ, уже в январе 2022 года впервые под украинским флагом ледокол отправится в Антарктиду.

Читайте также Топ-10 мировых транспортных трендов 2020 года