"Это был непростой год", - сказали бы мы про любой уходящий год, но 2020-й одним этим словом не опишешь. Год, в котором эффектом бабочки отозвались события в далеком Китае, повлиявшие на судьбу всего мира. Первым из всех сфер экономики под ударом кризиса оказался транспорт. Но то, что одних выбило из колеи, других научило быть гибкими и приспосабливаться. Так что наиболее точное определение 2020-го для транспорта - нестандарный год. Перевернувший представления о ближайшем будущем и поломавший немало планов, но заставивший мыслить креативнее, а работать - эффективнее.

ЦТС взглянул на события уходящего 2020-го и предлагает вспомнить его самые главные тенденции.

Пассажирская авиация в зоне турбулентности

Трудно найти более зависимый от человеческого фактора и одновременно - от открытости границ вид транспорта, чем авиация. Когда в марте события в Италии и Испании показали, что малоизвестный китайский вирус действительно очень опасен и страны мира одна за другой начали закрывать границы, на авиакомпании посыпались массовые отмены рейсов и необходимость компенсаций.

Первое время трафик в небе обеспечивали эвакуационные рейсы: перевозчикам надо было срочно возвращать в свои страны разбросанных по миру путешественников и туристов. Параллельно пассажирские авиакомпании начали массово приземлять флот. Перевозчики со слабым запасом прочности, начали "сыпаться" еще в марте (банкротство Flybe, ренационализация Alitalia). Все без исключения европейские авиакомпании радикально сократили мощности, некоторые - на 90%.

С наступлением летнего сезона ситуация несколько стабилизировалась, но осенью Европу и США накрыла вторая волна пандемии. В ноябре о банкротстве ключевых подразделений заявила Norwegian Air Shuttle, которая является в данный момент крупнейшей жертвой коронакризиса в Европе. Другие европейские гранды пока держатся, но многие - не без поддержки государства. Размеры инвестиций правительств в ключевых перевозчиков Европы следующие: Lufthansa - 9 млрд евро; Air France - 7 млрд евро; KLM - 3,4 млрд евро, TAP Portugal - 1,2 млрд евро; SAS - 1,07 млрд евро; LOT - 650 млн евро. Несмотря на поддержку, даже в этих авиакомпаниях продолжаются массовые увольнения сотрудников.

Такие протекционистские меры на протяжении всего карантина рьяно критикуют лоукостеры Ryanair и Wizz Air, которые не прочь передела авиационного рынка. Весной СЕО венгерской авиакомпании Джозеф Варади заявлял, что его компания имеет настолько прочный финансовый запас, что может остановить полеты на три года и не обанкротиться. Однако, видимо, не так уж хороши дела у лоукостера, потому что недавно компания вышла на рынок с предложением чартерных рейсов.

Как бы там ни было, Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) по состоянию на начало декабря оценила убытки отрасли из-за карантина в 85 млрд долл., а по итогам года они могут достигнуть 100-110 млрд долл.

Фото - twitter.com/royalscottking

Грузовая авиация в тренде

Весной 2020 года мир узнал такое знакомое многим нашим согражданам слово "дефицит". Внезапный спрос на медицинские средства защиты, тест-системы, аппараты ИВЛ резко усилил потребность в экспресс-доставке. В апреле-июне за этими товарами в Китай полетели не только все доступные летающие "грузовики", включая украинских гигантов "Мрию" и "Русланов", но и пассажирские самолеты, которыми грузы массово перевозились (а кое-где перевозятся и по сей день) прямо в салонах, на пассажирских сиденьях. Следующим шагом стала конвертация в грузовую версию пассажирских самолетов. Первыми на него пошли американская Delta, Korean Air, British Airways и Cathay Pacific, затем это явление стало массовым. В Украине грузоперевозками в пассажирских самолетах занимались SkyUp и МАУ.

Внезапное прекращение множества международных рейсов обострило еще одну проблему - по доставке грузов и почты, которые ранее отправлялись в багажниках пассажирских самолетов. В недели пиковой нагрузки весной-летом этого года логистические компании испытывали сильную нехватку провозных мощностей, которая особенно ощущалась на фоне растущих объемов интернет-торговли. В результате, в Украине это обозначилось расширением собственной авиадоставки из США, Европы и Китая со стороны "Новой пошты", DHL Express, Meest и прямыми чартерными рейсами в США для "Укрпошты".

"Шипагеддон"

Пандемия и вызванные ею спекуляции на рынке привели к тому, что в 2020 году новой реальностью стало постоянное повышение стоимости фрахта морских судов. Этот процесс логисты прозвали "Шипагеддоном". Конечно же, речь идет, прежде всего, о доставке из Китая. На сегодня спотовые ставки на большинстве направлений контейнерных перевозок из КНР показывают трехзначные цифры роста по сравнению с прошлогодними показателями. По состоянию на начало декабря ставки из Шанхая на Северную Европу выросли на 196,8%, в страны Средиземноморья - на 209,2%. На порты западного побережья США ставки увеличились на 161,6%, на восточного - на 78,2%. Рост спотовых ставок на Австралию и Новую Зеландию составил 227,6%, на Южную Америку - 199,1%. Таким образом, ставки фрахта в 2020 году обновляют многолетний максимум.

По мнению экспертов, основными причинами роста ставок на рынке морских контейнерных перевозок стало перераспределение объемов грузов в связи с локдауном и мировой торговый дисбаланс. Локдаун и отмена большого количества рейсов контейнерных линий из Азии весной этого года привели к сокращению тоннажа судов на основных сервисах и списанию парка старых контейнеров, пишет издание Sea News. Осенью дисбаланс отгрузок между Азией, Европой и Северной Америкой сохранился, что привело к дефициту порожних контейнеров в Азии в самом начале осеннего "высокого сезона". Альтернативные же виды доставки вроде контейнерных поездов не могут удовлетворить потребности рынка.

Если еще в феврале, когда коронавирус буйствовал в основном в Китае, ставки фрахта снижались и некоторые перевозчики работали в минус, то нормализация ситуации в Поднебесной привела к прогнозируемым последствиям - внезапному скачку стоимости контейнеров и их транспортировки, который особенно обострился в преддверии Нового года. Улучшения ситуации стоит ожидать не ранее китайского Нового года, то есть в середине февраля 2021 года. По мнению экспертов, больше всего ситуация повлияет на стоимость низкомаржинальных товаров, которые перевозятся контейнерами: одежду, мебель, товары широкого потребления, отдельные категории продуктов.

Контейнерные поезда Китай-Европа

2020-й стал годом стремительного развития контейнерных перевозок между Китаем и Европой. "Укрзализныця" сообщила о том, что за год в Украину из КНР прибыли 22 таких поезда (и еще один в дороге). Первый из них филиал УЗ "Лиски" принял 8 июня. Рост количества таких поездов наблюдается на всем европейском направлении. Об этом говорит тот факт, что за первые 9 месяцев 2020 года контейнерные перевозки по территории Казахстана (который является одним из основных транзитных государств на пути китайских товаров в Европу) выросли на 36%. Стоит отметить, что хотя пандемия и ускорила эту тенденцию, тренд на рост числа контейнерных перевозок в направлении КНР-Европа наблюдался и до нее.

Одними из первых среди множества новых маршрутов контейнерных поездов Китай-Европа стали поезда из Шэньяна в Энс (Австрия) и из Сианя в Барселону в апреле. В мае Китай отправил в Европу рекордное число грузовых ж/д составов - 1033. Основными направлениями для транспортировки стали Беларусь, Россия, Бельгия, Венгрия, Испания, Италия, Литва, Нидерланды, Польша, Франция, Германия и Чехия.

С января по сентябрь 2020 года через приграничный терминал в Синьцзяне прошли 3243 контейнерных поезда Китай-Европа, что на 32% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Из последних новых контейнерных поездов на этом маршруте - Сюйчжоу-Гамбург, Сиань-Осло, запущенные в декабре.

При этом привычный маршрут в обход Украины (через территорию Беларуси) уже весьма загружен, в связи с чем наша страна имеет все возможности реализовать свой транзитный потенциал. Так, с сентября через Украину на регулярной основе проходят контейнерные поезда Сиань - Добра - Дунайска-Стреда (Словакия). А в Rail Cargo Group, дочерней компании Австрийских федеральных железных дорог, заявили о намерении увеличить частоту поездов Китай-Венгрия, следующих через Украину. Там отметили, что транзитный маршрут ее контейнерных поездов из КНР через Украину - самый быстрый в направлении стран Центральной и Юго-Восточной Европы.

Контейнеровозы-гиганты

В прошлом году был построен MSC Gulsun - первый в мире контейнеровоз вместимостью более 23 тыс. TEU. В 2020 году тренд "гигантомании" в строительстве контейнеровозов ожидаемо усилился. Так, в апреле этого года свой первый рейс выполнило первое судно-контейнеровоз вместимостью 24 тыс. TEU, принадлежащее южнокорейской судоходной компании Hyundai Merchant Marine. Оно получило имя HMM Algeciras и было построено на корейской верфи Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering. Часть 24-тысячников построила для HMM верфь Samsung Heavy Industries. По состоянию на начало октября у HMM было уже двенадцать 24-тысячников, и все они уже совершили свои первые рейсы с полной загрузкой.

Также в уходящем году были сданы в эксплуатацию сразу три контейнеровоза вместимостью 23 тыс. TEU на сжиженном природном газе. Это суда CMA CGM Jacques Saade, CMA CGM Champs Elysées и CMA CGM Palais Royal. Все они будут задействованы на трейде Азия-Европа.

Вместе с тем, несмотря на перечисленные примеры, в 2020 году объем заказов на строительство контейнеровозов существенно снизился: если за 11 месяцев 2019 года было заказано 102 судна, то за тот же период текущего года - всего лишь 45. При этом большая часть контрактов было заключена в первом квартале года, прежде чем начали ощущаться последствия пандемии COVID-19.

Водородные поезда

Перевозки пассажиров первым в мире водородным поездом компании Alstom Coradia iLint начались в тестовом режиме в Германии еще в 2018 году. К 2020 году этот тренд подхватили другие производители подвижного состава, а география использования инновационных поездов имеет явную тенденцию к расширению. В сентябре этого года Coradia iLint начал возить пассажиров уже в Австрии, где к началу зимы получил разрешение на эксплуатацию. В октябре о планах ввести в регулярную эксплуатацию пассажирские водородные поезда Alstom заявило транспортное управление нидерландской провинции Гронинген. Еще одну модель поезда на водородном топливе - Coradia Stream - Alstom намерен поставлять в Италию.

Конкуренцию французскому производителю в этой нише пытаются составить несколько компаний. Например, проект HydroFLEX, который 30 сентября запустил первый водородный поезд в Великобритании. Данный поезд создан на базе обычного электропоезда класса 319. Или испанская Talgo, планирующая начать испытания силовой установки с водородным двигателем уже в начале 2021 года. Ее первый поезд Talgo Vittal-One должен быть введен в эксплуатацию в 2023 году. Свой проект электропоезда на водородных топливных элементах реализуют и в Шотландии. Zero Emission Train создают на основе выведенного из эксплуатации электропоезда серии 314 оператора ScotRail. Продемонстрировать его в действии планируют в ноябре 2021 года. Siemens и Deutsche Bahn также намерены разработать работающий на водороде региональный поезд, испытать его намерены в 2024 году.

Не сидят сложа руки и за океаном. В Канаде также намерены создать "зеленую" альтернативу тепловозам: железная дорога Canadian Pacific первой в Северной Америке взялась за разработку водородного магистрального локомотива. До этого ж/д перевозчик уже экспериментировал со сжатым газом, биотопливом и питанием от аккумуляторных батарей. В данный момент программа CP Hydrogen Locomotive предусматривает модернизацию одного из имеющихся у компании дизель-электрических локомотивов с заменой его дизельного двигателя и тягового генератора на водородные и аккумуляторные технологии для питания тяговых двигателей.

Больше возможностей сбежать с Земли

30 мая компания SpaceX в сотрудничестве с NASA на корабле Crew Dragon отправила в космос двух американских астронавтов - Роберта Бенкена и Дагласа Херли. Их имена войдут в историю тем, что они стали первыми космонавтами, отправленными на Международную космическую станцию на корабле, построенном частной компанией. Хотя, конечно, главным вошедшим в историю именем станет имя Илона Маска, внезапно лишившего "Роскосмос" монополии на доставку астронавтов на МКС и неплохого источника дохода. Ведь стоимость отправки на станцию одного астронавта российским концерном - 90 млн долл., а у SpaceX эта услуга обошлась в 50 млн долл.

Как известно, в 2011 году США завершили программу Space Transportation System, в рамках которой использовались многоразовые космические челноки Shuttle, и с тех пор доставка космонавтов на околоземную орбиту осуществлялась при помощи российских "Союзов".

16 ноября SpaceX сделал это снова, и на этот раз на орбиту отправились 4 астронавта - уже в составе регулярной миссии, которые теперь будут выполняться каждые полгода.

Также SpaceX в 2020 году, помимо двух миссий с людьми, выполнила 24 миссии по доставке на орбиту грузов, все - с помощью ракет-носителей Falcon 9, каждую из которых компания Маска намерена использовать до 90 раз. В сегменте доставки грузов у SpaceX, вероятно, "подрастают" конкуренты, один из них - американско-украинский стартап Firefly Aerospace, который планирует начать доставку спутников на орбиту в 2021 году.

Возвращение 737 MAX

На фоне общих событий долгожданное для Boeing возвращение в небо его некогда самого продаваемого и перспективного самолета прошло немного скомканно. Демонстрационный полет с пассажирами на борту ВС совершило в США в начале декабря. Как писали находившиеся на борту судна авиакомпании American Airlines журналисты, "настроение было подавленное", но после приземления сомнения в безопасности полетов, похоже, развеялись.

9 декабря бразильская авиакомпания Gol Linhas Aereas первой в мире возобновила выполнение коммерческих рейсов на Boeing 737 MAX. Чуть раньше, 3 декабря, авиастроительная корпорация получила дополнительный заказ на эти самолеты от Ryanair, который таким образом увеличил общий твердый заказ на него до 210 единиц. 29 декабря American Airlines вернула самолеты этой модели к выполнению коммерческих пассажирских рейсов.

Возвращению в небо 737 MAX предшествовал 20-месячный перерыв после двух катастроф в 2017 и 2018 году, причиной которых стали сбои в системе увеличения маневренных характеристик (MCAS). Запрет на полеты этой модели, установленный Федеральным управлением гражданской авиации США (FAA) весной 2019 года, был снят 17 ноября 2020 года после того, как FAA убедилось, что все его рекомендации были учтены. Европейские регуляторы подготовили аналогичное решение.

Фото - MARCO BELLO/REUTERS

Круизы на паузе

Весной 2020 года для пассажиров десятков круизных лайнеров по всему миру их долгожданный отпуск превратился в настоящий кошмар. Ограниченное пространство круизных лайнеров, на котором на продолжительный период компактно расположились сотни или даже тысячи людей, оказалось идеальной средой для распространения вируса. На некоторых из них вспышка была настолько сильной, что они даже получили собственную строчку на мировых сайтах, публикующих статистику по COVID-19. В феврале-апреле у всех на слуху был Diamond Princess - британский лайнер, застрявший у берегов Японии. На его борту было зарегистрировано 712 случаев заражения и более десятка смертей. Ситуация на Diamond Princess вызвала серьезные опасения в круизной отрасли, в связи с чем операторы судов и государственные власти начали массово отменять рейсы и вводить карантинные меры.

Впоследствии на долгие недели (а в некоторых случаях и месяцы) застряли на круизных судах тысячи пассажиров и членов экипажа по всему миру. Морские порты отказывались принимать на суше потенциально инфицированных людей. А те, кто все же сошли на берег, долгое время не могли добраться домой, ведь международное авиасообщение было в основном закрыто.

Дальнейшее развитие пандемии показало, что проблемы, настигшие круизную отрасль весной, - это надолго. На Ла-Манше этим летом туристы, отдыхающие на море с британской и французской сторон, даже получили новый вид развлечений - "экскурсию" между сотнями круизных лайнеров-призраков, застрявших в проливе.

Крупнейшие круизные операторы постепенно продляют приостановку рейсов, но не оставляют надежд возобновить работу в 2021 году. Между тем в Турции этой осенью круизные лайнеры начали массово разбирать на металлолом. В местной ассоциации по утилизации судов отметили, что до пандемии судоразделочные верфи страны обычно разбирали грузовые и контейнерные суда, но кризис на рынке круизных перевозок создал для них новые возможности.

Фото - AP

Толчок для микромобильности

2020 год ясно дал понять, что самый надежный вид транспорта - свой личный. И если пересесть на автомобили жителям городов мешает их высокая стоимость и загруженность автомагистралей, то для двухколесного "зеленого" транспорта наступило самое что ни на есть лучшее время. Даже Киев, никогда не отличавшийся развитой культурой микромобильности, в разгар карантина стал массово пересаживаться на велосипеды и самокаты. С возобновлением работы общественного транспорта и наступлением холодной поры велосипедистов на улицах поубавилось, но всем стало понятно, что развитие велоинфраструктуры в городах - уже не блажь, а необходимость.

То, что мы увидели в Украине, - отголосок мировых тенденций. В Нью-Йорке с самого начала карантина начали расширять пространство для пользователей легкого индивидуального транспорта, такого как электросамокаты и велосипеды. В таких городах, как Лондон и Мехико, где также были проблемы с обычным транспортом, люди уже также почувствовали преимущества политики, ориентированной на малые средства передвижения.

Во Франции еще в апреле приняли решение отдать под велодорожки часть автомобильных полос в ряде городов. В ноябре нечто похожее ввели и у нас: Кабинет министров Украины разрешил движение велосипедов по полосе общественного транспорта.

В середине лета правительство Великобритании заявило, что намерено выделить 2 млрд фунтов стерлингов на развитие велосипедной инфраструктуры в стране. Кампания, которая начиналась еще до распространения коронавируса как метод борьбы с ожирением населения, получила логичное продолжение во время пандемии.

На фоне ситуации в мире начал расти мировой рынок электровелосипедов. По данным аналитиков McKinsey, в 2019 году он составлял 97 млрд долл., а до 2022 года увеличится до 150 млрд.

Читайте также Топ-10 мировых транспортных трендов 2019 года

Заглавное фото: Remo Casilli / RUETERS