ЦТС уже озвучил свой рейтинг ключевых событий уходящего года для транспортной отрасли Украины. Теперь же мы собрали воедино десять тенденций, которые, по нашему мнению, можно назвать определяющими в 2019 году для авиации, судостроения, железной дороги и городской мобильности в мировом масштабе.

Турбулентность Boeing

Американский производитель авиационной и космической техники против своей воли стал одним из главных ньюсмейкеров года. Две катастрофы нового Boeing 737MAX 8, произошедших с интервалом в менее чем 5 месяцев, унесли жизни 346 человек. По результатам расследования катастроф в Индонезии и Эфиопии стало понятно, что проблема - в некорректной работе системы MCAS, которая призвана предотвращать "сваливание" самолетов, и проблема эта - системная.

В марте этого года, практически сразу после катастрофы в Эфиопии, MAXы по всему миру приземлились по требованию авиационных властей разных стран. Несмотря на заверения производителя в устранении проблемы, ВС данной модели, которые должны были стать одним из самых массовых в истории, не взлетели ни через несколько месяцев, ни к концу 2019 года. По состоянию на сегодня перспективы возобновления полетов весьма туманны.

Все это время Boeing продолжал собирать 737MAX, однако в середине декабря было принято решение приостановить производство с января 2020 года. На заводе Boeing и других площадках скопилось порядка 400 уже построенных лайнеров и масса комплектующих. В условиях конкуренции c Airbus и его суперуспешной моделью A320neo, позиции американского авиапроизводителя сильно пошатнулись.


Фото - Max Trimm/Twitter

Однако, похоже, что этим компания только начала расплачиваться за свои ошибки. Так, осенью в Федеральном агентстве гражданской авиации США (FAA) отобрали у Boeing право выдавать сертификаты летной годности на 737MAX, оставив его исключительно за собой. Правда, к тому времени проблемы постигли и другую новинку Boeing. В сентябре во время статических испытаний лайнера Boeing 777X, который должен был стать самым большим и экономичным двухдвигательным самолетом в мире, произошла разгерметизация фюзеляжа. Как результат, о намерении ввести собственную систему проверки 777X заявили уже в Европейском агентстве авиационной безопасности. Ранее EASA полагалась на отчеты FAA в вопросе сертификации Boeing, а та автоматически принимала отчеты европейских коллег по Airbus. Теперь статус-кво, похоже, нарушен.

Последней громкой неудачей Boeing в этом году стал провал космической миссии CST-100 Starliner по доставке груза на МКС в конце декабря. Причиной стала проблема с программным обеспечением космического корабля. В корпорации сообщили, что внутренне часы Starliner не синхронизировались с ракетой Atlas V, которая должна была вывести корабль на орбиту. Капсула сожгла слишком много топлива, пытаясь попасть на нужную орбиту и на дорогу к космической станции не хватило горючего. Жизнью людей в этот раз никто не рисковал - корабль был беспилотным, однако в будущем его планировали использовать для доставки людей на орбиту.

Это стало последней каплей для СЕО компании Денниса Мелленберга, который ушел в отставку 23 декабря. Восстанавливать репутационные и финансовые потери Boeing теперь предстоит новому исполнительному директору Дэвиду Кэлхуну.

Беспилотные поезда

Как и несколько предыдущих лет, этот год прошел в сопровождении новостей об автоматизации и цифровизации работы транспорта. Конечно, в 2019 году умными машинами уже никого не удивишь, однако из сферы автомобильного транспорта инновации все больше распространяются на ж/д транспорт. За последние 12 месяцев мировые ж/д операторы представили немало таких наработок.

Так, например, в сентябре беспилотный грузовой поезд, состоящий из трех локомотивов и 30 груженных вагонов, испытали в США. Состав компании New York Air Brake LLC проехал почти 80 км: система стартовала и останавливалась соответственно на подъемах, спусках и ровных участках исключительно под управлением компьютера. Хотя до системного использования этой технологии еще далеко, инженеры не ошиблись в своих расчетах: благодаря точному контролю за всеми системами управления поездом, компьютер позволил существенно сэкономить топливо.

В Германии и Франции тем временем тестируют дистанционное управление поездами. В июле состоялся первый рейс дистанционно управляемого поезда SNCF. После 18 месяцев работы поезд с прицепленными к нему вагоном-платформой и пассажирским вагоном проехал свои первые 4 км. Видеоизображение состояния пути перед поездом с установленных на локомотиве камер поступало в реальном времени к удаленному оператору, который регулировал скорость движения и управлял тормозами. В ходе эксперимента проверялись техническая осуществимость телеуправления подвижным составом и возможность использования для этого спутниковой связи, а также сотовой связи. Эта техническая возможность может быть использована в случае отказа автоматизированной системы управления поездом. Нечто подобное в сентябре на опытном участке Living Lab сделала немецкая Thales, использовав для управления мобильную связь стандарта 5G.

Но, конечно, дальше всех в этом вопросе шагнул Китай. Там к Зимним олимпийским играм 2022 года готовится открытие… первой в мире беспилотной железной дороги. В автоматизированных локомотивах линии Пекин-Чжанцякоу все же будут работать машинисты, однако их функция будет исключительно контролирующей. Испытания новой ж/д начались осенью этого года. Они предусматривают проверку более 6000 параметров всех подсистем, включая объекты инфраструктуры, средства управления и организации движения, оборудование для транспортной полиции и т. д. Китайцы готовятся удивить гостей Олимпиады: 174 км по пересеченной местности между столицей Игр и местом проведения лыжных соревнований эти поезда будут преодолевать за 50 минут (вместо 3 часов) с возможностью развития скорости до 350 км/ч.

Верфь Imabari Shipbuilding.

Слияние крупнейших верфей

В этом разделе в нашу подборку попали всего несколько примеров - но каких! В результате сделок, о которых стало известно в этом году, половина мирового судостроения будет сконцентрирована в руках трех огромных компаний, и все они - из Азии.

В марте 2019-го об объединении сообщили два крупных корейских судостроителя - Hyundai Heavy Industries (HHI) и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME). В The Wall Street Journal посчитали, что объединенная компания получит долю на мировом рынке крупнотоннажных контейнеровозов и танкеров в размере 20%. Конечно, это сразу вызвало обеспокоенность, что такое слияние станет ударом по конкуренции и может повлечь рост цен на суда. Так что сделку должны одобрить антимонопольные службы Японии, Китая, Сингапура и других стран, а также Еврокомиссии. В последней изучать нюансы сделки будут аж до мая 2020 года ввиду особой важности - европейские судоходные компании обеспечивают порядка трети мирового спроса на грузовые суда. Обеспокоенность выразили и в Сингапурской комиссии по конкуренции и защите прав потребителей (CCCS). Орган беспокоит тот факт, что субъекты слияния являются крупнейшими в мире производителями СПГ-танкеров. Именно на них сделает ставку новая компания, ведь в течение следующего десятилетия сжиженный газ станет ключевым видом топлива.

Однако уже в ноябре о слиянии заявили два китайских судостроительных гиганта - China State Shipbuilding (CSSC) и China Shipbuilding Industry (CSIC) объединились, создав China Shipbuilding Group. CSG претендует на звание крупнейшей в мире судостроительной компании с активами в 112 млрд долларов и численностью персонала 310 тыс. человек. Уже в начале ноября появились новости о том, что объединение получило свой первый крупный заказ - 4 контейнеровоза вместимостью 23 тыс. TEU для тайваньской Evergreen.

В декабре тенденцию продолжили две крупнейших японских судостроительных компании - Imabari Shipbuilding и Japan Marine United (JMU). Приобретение Imabari акций JMU запланировано на март следующего года. Вместе они контролируют 40% судостроительного рынка Японии (или 10% мирового рынка). JMU, в свою очередь, была образован в результате слияния судостроительных предприятий JFE Holdings и IHI в 2013 году, но в последнее время испытывала финансовые трудности. В отрасли есть мнение, что объединение капитала с Imabari - это спасение JMU во всем, кроме имени.

Сворачивание субсидирования Нового шелкового пути

2019-й стал первым годом, когда неограниченная поддержка китайским правительством евразийских ж/д перевозок стала понемногу сокращаться. Власти страны, похоже, одумались и больше не хотят субсидировать перевозку пустых контейнеров - а такое происходило сплошь и рядом. До этого, демонстрируя высокую интенсивность движения поездов, китайские органы местной власти таким образом привлекали финансовую поддержку со стороны правительства, что смело можно назвать распространенной коррупционной составляющей.

Недавно в Академии наук Китая опубликовали бизнес-исследование, согласно которому заполненность контейнеров поездов, отправляющихся из разных провинций страны, по факту очень низкая. То есть невероятные на бумаге темпы импорта товаров из Китая по железной дороге на деле оказались большим мыльным пузырем.

Наиболее щедрые субсидии предоставляла провинция Сиань. Доходило до того, что многие компании из провинций, расположенных западнее Сианя, отправляли контейнеры на много километров на восток, чтобы получить от государства субсидии, полагающиеся при экспорте из Сианя. Как результат, этот регион стал лидером по объемам контейнерных отправок в Европу. Аналитики подсчитали, что только за один год - с 2017 по 2018-й - рост отправок грузовых поездов оттуда вырос на 537%.

Чтобы покончить с этой практикой, правительство страны вводит меры по восстановлению рынка. Эксперты считают, что на показатели поставок товаров из Китая отмена субсидий вряд ли существенно повлияет, хотя количество игроков теперь может поуменьшиться.

Так будут вскоре выглядеть некоторые вагоны ÖBB.

Ренессанс ночных поездов в Европе

Несмотря на то, что еще несколько лет назад в мире существовал тренд на отказ от ночных поездов - например, Deutsche Bahn от них отказалась еще в 2016-м - сегодня такие поезда вновь обретают популярность в Европе. И это с учетом того, что в среднем билет на ночной поезд стоит существенно дороже, чем на дневной. В чем же причина того, что прагматичные европейцы так их полюбили?

Ответом может быть то, что многие путешественники экономят в дороге светлое время суток, а заодно используют поезда как "хостелы на колесах". Кроме того, они подходят людям, которые путешествуют по работе и не стремятся экономить на дороге, зато хотят как следует отдохнуть. Еще одна причина - многие европейцы считают выбор в пользу ночных поездов ответом на климатические изменения.

Чтобы удовлетворить растущий спрос, некоторые ж/д операторы в 2019 году стали развивать это направление. Наиболее активно этим занимаются в Австрийских железных дорогах (ÖBB). Ночные поезда Nightjet, состоящие из спальных вагонов, сегодня соединяют все крупнейшие города страны. Но на этом австрийские железнодорожники останавливаться не собираются и уже намерены покрыть ими маршруты в Швейцарии и Германии. Недавно австрийская компания даже представила обновленные интерьеры спальных вагонов, которые планирует использовать с 2022 года.

В свою очередь, голландский ж/д перевозчик Nederlandse Spoorwegen в октябре также объявил о намерении запустить ночной поезд до Вены совместно с ÖBB. Планируется, что поезд будет отправляться из Амстердама рано вечером и прибывать в Вену поздним утром, при этом в Нюрнберге его будут расформировывать на два состава: первый отправится на Мюнхен и Инсбрук, а второй - на Вену.

Ночным поездом в перспективе могут также соединить Барселону и Цюрих, Берлин и Брюссель. Двигается этот тренд и сторону наших границ: летом чешский RegioJet стал пополнять свой парк для работы на маршруте Прага-Кошице спальными вагонами с целыми тремя ярусами спальных полок.

Поезд компании Rovos Rail соединил атлантическое побережье Африки с побережьем Индийского океана.

На поезде по пескам и джунглям

Еще одним железнодорожным трендом 2019 года стало развитие ж/д сети в Африке и на Аравийском полуострове. Точнее, этот тренд продлился с прошлого года, когда в Саудовской Аравии запустили скоростную магистраль, соединившую Мекку и Медину, а в Марокко - первую во всей Африке высокоскоростную линию Танжер-Касабланка. Но этот год показал, что это только начало и потенциал освоения этих территорий огромен.

Так, правительству Анголы после 13 лет реконструкции была передана железная дорога Benguela. Магистраль протяженностью 1344 км, которая используется для грузопассажирских перевозок, пересекает страну с запада на восток, от порта Лобиту на побережье Атлантического океана, затем через крупные города Бенгела, Уамбо, Квито, Луена и до города Луао на границе с Демократической Республикой Конго. Реконструкция позволила повысить скорость движения по магистрали в три раза - с 30 до 90 км/ч. Ожидается, что годовой объем грузовых перевозок по Benguela вырастет до 20 млн тонн, а пассажиропоток составит 4 млн человек. Работы выполоняла китайская корпорация China Railway 20 Bureau Group (CR20). Стоимость проекта составила 1,83 млрд долл., однако уплачены были не только материальные ресурсы: за эти 13 лет компания потеряла вследствие болезней и стихийных бедствий 20 человек и двух работников из числа местного населения.

Там же, в Анголе, берет начало новый туристический маршрут, который туристы могут преодолеть на роскошном поезде. Он был запущен между побережьями Атлантического и индийского океанов через Анголу, Демократическую Республику Конго, Замбию и Танзанию. Свой первый раундрип по маршруту длиной 4300 км туристический поезд частной ж/д компании Rovos Rail выполнил 30 июля.

Освоение Черного континента китайскими железнодорожными строителями продолжится и в ближайшем будущем: CRRC в октябре подписала договор о строительстве железнодорожной линии колеи 1435 мм Абуджа-Баро-Итакпе-Варри стоимостью почти 4 млрд долл. с правительством Нигерии. Данная ж/д станет концессионным проектом, который китайская корпорация будет использовать в течение 30 лет, после чего передаст его властям страны.

Что же до Аравийского полуострова, то к 2023 году все арабские государства Персидского залива должны соединиться единой железной дорогой, которая в 2021 году должна охватить Катар, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Оман, а в последующие два года - Бахрейн и Кувейт. Цена вопроса - пустяк для нефтяных государств - 250 млрд долл.

Qantas бьет рекорды

Qantas - крупнейшая австралийская авиакомпания, которая в этом году не раз заставила весь мир говорить о себе. Перевозчик, чья "родина" настолько удалена от остальной части мира, и так выполнял одни из самых продолжительных перелетов в мире. Однако в этом году авиакомпания превзошла сама себя, совершив сразу три 19-часовых беспересадочных рейса.

21 октября Qantas установил рекорд, осуществив рейс из Нью-Йорка в Сидней. 16,2 тыс. км Boeing 787-9 с 49 людьми па борту преодолел за 19 часов 16 минут.

15 ноября пассажиры Dreamliner дважды встретили рассвет в ходе перелета Лондон-Сидней. Этот маршрут длиной 17,8 тыс. км для 62 людей на борту продлился 19 часов 19 минут.

И, наконец, 17 декабря Qantas установил свой третий рекорд продолжительности беспересадочного полета - из Нью-Йорка в Сидней за 19 часов 31 минуту. "Welcome home Gangurru", - написала авиакомпания в своем Twitter после приземления Boeing 787-9 на Зеленом континенте.

Грета Тунберг в поезде Deutsche Bahn.

Отказ от самолетов в пользу поездов

Логичным продолжением экологических трендов в наземном транспорте стала мода на отказ от перелетов в связи с тем, что авиация генерирует якобы колоссальные выбросы в атмосферу. Надо сказать, что мировые авиакомпании и авиапроизводители уже давно среди важных показателей производительности декларируют постоянное сокращение выбросов в пересчете на пассажира. Происходит это, в основном, за счет обновления флота более экономичными самолетами и повышения эффективности перевозок. Не так давно Wizz Air призвал другие авиакомпании отказаться от бизнес-класса - мол, сейчас уже не то время, чтобы ради комфорта отдельных пассажиров жертвовать количеством мест в салоне.

Существуют и более прагматичные причины, вынуждающие авиаперевозчиков отказываться от привычного воздушного пути в пользу более экологичного наземного. Например, голландская KLM с весны 2020 года заменит ежедневные рейсы между Амстердамом и Брюсселем… скоростными поездами. Расстояние между городами небольшое и разница во времени между полетом и поездкой по ж/д не так уж велика. Большинство пассажиров следуют из Брюсселя в столицу Нидерландов, чтобы пересесть на другие направления из аэропорта Схипхол. Последний является популярнейшим пересадочным узлом и испытывает сильную нехватку слотов. Поэтому в KLM решили, что сначала заменят поездом этот рейс, а затем - и другие короткие маршруты.

Тем временем среди заботящихся об окружающей среде людей в этом году стал популярен термин "флайтшейминг". Основная цель флайтшеймеров - сократить углеводородный след за счет уменьшения или отказа от полетов. Сам термин появился и набрал популярность в Швеции (там он звучит как flygskam) еще в 2017 году. Сначала об отказе от перелетов заявил местный певец Стефан Линдберг, позже его публично поддержали известный биатлонист Бьерн Феррри и оперная певица Малена Эрнман - мать Греты Тунберг.

Про то, как сама Грета отправилась на саммит ООН в Нью-Йорк на парусной яхте, а вдогонку за ней самолетом полетели несколько членов экипажа, чтобы перегнать эту яхту обратно в Европу, не шутил только ленивый. Тем не менее, идеи 16-летней активистки попали в плодородную почву и экоактивисты, которые уже не один год критиковали бизнес и селебритис за полеты на частных самолетах, теперь набросились на менее привилегированных пассажиров. Самой громкой подобной акцией стал протест участников движения Extinction Rebellion в октябре. Они на несколько часов заблокировали работу лондонского аэропорта Сити. В ходе акции параолимпийский призер Джеймс Браун залез сверху на самолет, а один из пассажиров, имея на руках билет, отказался садиться на свое место.

Подобные акции в перспективе лишь будут играть на руку железной дороге. В уже упомянутой австрийской ÖBB отмечают, что одним из факторов ренессанса ночных пассажирских ж/д перевозок является как раз-таки экологический аспект. "Дискуссия о климате не уйдет, время работает на нас", - заявил глава компании Андреас Матте, говоря о востребованности таких поездов в перспективе ближайших лет.

Городская микромобильность - уже не тренд, а проблема?

В то время, как на улицах украинских городов только начали привыкать к такому виду транспорта, как электросамокаты, в некоторых странах Европы на их владельцев уже начали накладывать суровые ограничения. Все дело в том, что этот популярный транспорт стали использовать все, кому не лень, и, что самое важное, как попало.

Самое распространенное и самое безобидное неудобство - брошенный на тротуаре самокат. Однако есть и куда более опасные тенденции. Как выяснили в Общегерманском автомобильном клубе (ADAC), каждый третий "водитель" электросамоката нарушал правила дорожного движения. Чаще всего во время езды по городу такие транспортные средства выезжают на тротуары (что в Германии запрещено), создают аварийные ситуации на дорогах, превышают безопасный лимит скорости, используются без защитных средств (шлема). А еще нередко люди выезжают на дороги на таком транспортном средстве в нетрезвом виде. В той же Германии за такое правонарушение можно лишиться прав - точно так же, как если бы водитель был пьян за рулем обычного автомобиля.

Как могут, борются с недобросовестными "самокатчиками" и в других странах. Например, в Дании этим летом полиция устроила на них облаву и только за одни выходные выловила в Копенгагене 28 человек, управлявших электросамокатами "под кайфом" или "под мухой". Всем выписали штрафы в размере 2 тыс. крон (порядка 300 долл.).

Также с этого года ужесточают правила использования электрических самокатов во Франции. В частности, ими запрещено пользоваться детям младше 12 лет, управлять с наушниками в ушах; разгоняться до более чем 20 км/ч. Штрафы за самые невинные нарушения здесь стартуют от 35 евро.

Дизайнерские проделки Маска

Без этого человека наш список был бы неполон. Илон Маск - американский "транспортный революционер" в этом году поражал публику не столько техническими новинками, сколько их внешним видом.

В августе SpaceX провела в Техасе испытания своей самой странной ракеты Starhopper. Аппарат, похожий на знаменитый Пепелац из "Кин-дза-дза!" станет прототипом космической ракеты StarShip, которая должна будет полететь на Марс.

В соцсетях некоторое время подшучивали над необычной ракетой, однако в этом самое время дизайнеры Tesla уже готовили миру новый сюрприз. В ноябре основатель компании представил бронированный пикап Cybertruck - угловатый автомобиль, напоминающий то ли DeLorean из "Назад в будущее", то ли авто из фильма "Бегущий по лезвию". Как объяснил сам Маск, создатели попытались сделать новый пикап максимально непохожим на любой существующий автомобиль. Кажется, у них получилось.

Читайте также Электросамокат напрокат - новый тренд городской мобильности