Аудиторская компания "Делойт" оценила имущество "Укрзализныци" в 245 млрд гривен. "По итогам независимой оценки, которую провела компания Deloitte, оценка "Укрзализныци" на сегодня равняется приблизительно 245 млрд гривен по рыночной стоимости. Если взять восстановительную стоимость, то это будет 1,2 трлн грн. Но учитывая то, что инфраструктура изношена, с 1,2 трлн гривен мы спустились до 245 млрд грн.", - рассказал министр инфраструктуры Андрей Пивоварский. По его словам, данная сумма не включает оценки имущества УЗ в Крыму и зоне АТО. В обществе сразу же стартовала дискуссия о том, занижена, или завышена такая оценка. Мы спросили экспертов, что они думают по этому поводу.
Дмитрий Ягелло, консультант ЦТС-Консалтинг
В первую очередь, озвученная цифра позволяет определить уставной капитал создаваемого ПАТ. Кроме того, согласно отчетности ж/д предприятий, опубликованной на сайте МИУ, их активы на конец первого полугодия 2015г составляли 133,6 млрд.грн, т.е. Deloit их дооценил практически в два раза до 245 млрд грн.
Это означает, что в будущем УЗ увеличит отчисления на амортизацию, что приведет к снижению платежей по налогу на прибыль.
Это достаточно позитивно для УЗ, которая всегда являлась «дойной коровой» для бюджета, так как высвобожденные деньги могут быть направлены на инвестиции.
Алексей Андрейченко, старший Аналитик Арт-Капитал
К оценке "Укрзализныци" можно подходить по-разному. Есть набор активов, которые имеют какую-то потенциальную стоимость, если компания будет в состоянии их использовать максимально эффективно. Именно так нужно относиться к оценке "Делойт" в 245 млрд грн (11 млрд долларов), и в таком восприятии я ее считаю адекватной.
К сожалению, сегодня "Укрзализныця", обладая всем этим набором активов, не в состоянии использовать их эффективно для получения прибыли. Во-первых, в отличие от других транспортных компаний, УЗ не вольна менять свои тарифы, как она считает необходимым в соответствии с рыночными условиями.
Поднять тарифы для "Укрзализныци" – это сложнейший процесс, который встречается в штыки в разных министерствах и среди промышленного лобби. Те тарифы, которые в итоге выставляются, не отображают экономическую стоимость перевозок. В особенности это справедливо в отношении пассажирских перевозок, за которые УЗ должна в год выкладывать до 16% своей выручки, чтобы покрыть убытки.
Инвесторы и финансовые аналитики в оценке принимают во внимание такие особенности работы, и не будут готовы много платить за компанию, которая не управляет своей доходностью и несет необоснованные убытки.
Такая бизнес модель сказывается на доходности компании, поэтому если оценивать ее в текущей ситуации, сколько бы за нее готовы были отдать инвесторы, можно применить доходный метод. С показателем операционной прибыли до амортизации (EBITDA) $760 млн и чистого долга $2470 млн в прошлом году, такая компания на рынке стоила бы в пределах $600 млн, с учетом того, что бизнес активы в СНГ торгуются с дисконтом до 50% к мировым аналогам.
Если бы УЗ получила возможность повышать свои тарифы до экономически обоснованных, а государство выделяло бы деньги на покрытие убытков в пассажирских перевозках, как это полагается, то операционная прибыль до амортизации могла бы вырасти до $2 млрд, даже при сегодняшних проблемах с объемами перевозок. А оценка тогда бы достигла $5,5 млрд. Ну а если бы инвестиционная привлекательность активов в Украине восстановилась до докризисного уровня, то и стоимость УЗ вышла бы на уровень заявленный "Делойт". То есть можно говорить о том, что оценка "Делойт" показывает потенциальную стоимость Укрзализныци после проведения реформ и снижения рисков Украины.
Роман Куцяк, старший менеджер KPMG
(из поста в facеbook)
Та хоть и одну гривну! Это не имеет значения при условии, если УЗ не собираются растаскивать или приватизировать. Оценка всегда делается с учетом того, сколько она генерирует доходов и процентной ставки. При ставке в 30% в гривне – это еще нормальная цена.
После оценивания всех активов (для которых нет рыночной стоимости) приводится тест на обесценивание, который суммирует все будущие денежные потоки актива. Все приводится к нынешней стоимости через ставку дисконтирования. Если ставки большая, то нынешняя стоимость этих потоков уменьшается.