Грузовой авиахаб на 150 тыс. тонн грузов в год, налаженные логистические цепочки, крупный логистический центр… Все это могло быть и успешно работать в Киевской области на базе КП "Белоцерковский грузовой авиационный комплекс" (БГАК). Но местечковые интересы отдельных бизнесменов и депутатов горсовета, заинтересованных в жилой застройке громадного комплекса, уничтожили на корню инвестиционный проект на 150 млн долларов. Что же мы имеем сейчас? Как работает авиакомплекс без крупных инвестпроектов? Чтобы ответить на эти вопросы, мы посетили Белую Церковь.

"В этом году мы отметим 90-летие нашего предприятия. Вначале здесь возник военный грунтовый аэродром, затем появились первые мастерские по ремонту военных самолетов. После войны базировался полк бомбардировщиков и была создана авиаремонтная база, на основе которой и возник наш авиакомплекс", – начинает рассказ Александр Пасечник, заместитель директора по авиационной деятельности КП "Белоцерковский грузовой авиационный комплекс".

За эти годы белоцерковские авиаторы пережили много перемен. Наиболее судьбоносными оказались окончание "холодной войны" и провал инвестиционного проекта по созданию Центра воздушных грузовых перевозок. Несмотря на все перипетии, "Белоцерковский грузовой авиационный комплекс" продолжает работать, а одной из основных сфер деятельности, которая осуществляется на его мощностях, по-прежнему остается обслуживание авиационной техники.

В Белую Церковь на ремонт прилетают самолеты с солидным возрастом.

Ремонтная база транспортных самолетов

Сейчас авиаремонтом в Белой Церкви занимаются две компании – "Авиазар" и "Авиамир". Первая выполняет техническое обслуживание транспортных самолетов Ан-12, вторая – АН-12 и Ил-76. Вначале заходим в ангар компании "Авиазар", которая обслуживает самолеты украинской грузовой авиакомпании "Украина-Аэроальянс". В ангаре стоит четыре самолета, а над ними, вверху, видны две кран-балки для демонтажа оборудования. "Раньше здесь вмещалось пять самолетов Ту-16, Ан-12 немножко больше, поэтому их вмещается только четыре", – рассказывает Александр Пасечник. Тем временем, нас уже встречают представители "Авиазара", а рабочие выключают шумный компрессор.

"Здесь мы выполняем все виды технического обслуживания самолетов Ан-12, как периодические, так и линейные. Модернизация самолетов выполняется только в том случае, если конструкторское бюро "Антонова" выдает бюллетень по модернизации самолета. Наша организация также имеет право на этот вид работ. Речь о доработках или улучшениях, которые направлены, прежде всего, на усиление безопасности. В глобальном смысле модернизацией мы не занимаемся", – рассказывает о предприятии Владимир Савин, начальник цеха по техническому обслуживанию самолетов компании "Авиазар".

В штате компании работают 25 человек, прошедших обучение и получивших все необходимые сертификаты. "Просто так с улицы к нам нельзя попасть, нужно получить соответствующее образование", – уточняет Владимир Савин. За его спиной стоит самолет Ан-12, возле которого трудится несколько человек. "В нем мы ничего не меняли, мы только проверяли на предмет наличия трещин, разрушений, коррозионных поражений", – говорит представитель "Авиазар". Авиационное оборудование проходит диагностику в Киеве, на "410-м заводе гражданской авиации".

В Белую Церковь на ремонт прилетают самолеты с солидным возрастом. Флот авиакомпании "Украина-Аэроальянс", с которой сотрудничает "Авиазар" состоит из самолетов Ан-12 1965-1970 годов выпуска. Техобслуживание самолета длится от месяца и дольше. Например, при продлении срока годности самолета в Белую Церковь приезжают специалисты из Госавиаслужбы, которые осматривают воздушное судно и выдают соответствующий сертификат. Только их осмотр может длиться 21 день.

Техобслуживание самолета компанией "Авиазар" длится от месяца и дольше.

Неподалеку от ангара "Авиазара" расположен ангар компании "Авиамир". Здесь, кроме Ан-12, проходят обслуживание самолеты Ил-76. У "Авиамира", в отличие от "Авиазара", география заказов значительно шире. Компания обслуживает самолеты, которые летают в Конго, Туркменистане, Беларуси и других странах.

"Мы выполняем все виды регламентных работ, плюс продлеваем ресурс самолетам", – поясняет заместитель технического директора компании "Авиамир" Сергей Бродовский. Из ангара выглядывает нос Ил-76. Это самолет ВВС Анголы, прилетевший в Белую Церковь в конце декабря 2016 года. "На этом самолете мы провели регламентные работы, сейчас его моют. В дальнейшем планируется выполнить замену двигателей", – рассказывает представитель "Авиамира".

В ангаре помещается два самолета, сейчас здесь находится только один. "Если надо, то ставим сразу два самолета. В угол ставим Ан-12, а посередине Ил-76", – рассказывает Сергей Бродовский. В ангаре работают несколько человек. Всего в компании работает порядка 40 сотрудников.

На самолете ВВС Анголы "Авиамир" заменит двигатели.

Рядом с ангаром "Авиамира" стоят два вертолета. "Это вертолеты авиакомпании "Меридиан", которая занимается сельскохозяйственными работами. Они на нашей базе самостоятельно выполняют техническое обслуживание", – уточняет Александр Пасечник. Два техника компании "Меридиан" очень заняты и слишком вовлечены в ремонт. "Наше дело правое, не мешай левому", – шутит один из них. На шутливой ноте наша экскурсия по авиаремонтным ангарам заканчивается, двигаемся по направлению к ангарам аэроклуба "Пилот".

Один из вертолетов компании "Меридиан".

Большие надежды малой авиации

На подъезде к ангару аэроклуба слышен гул вертолетных винтов. На площадку перед ангаром приземлился вертолет Ка-26, за штурвалом президент аэроклуба "Пилот" Владимир Присяжнюк, а также директор и один из основателей аэроклуба Константин Бричка.

"Наш аэроклуб существует с самых первых дней независимости Украины. Рядом со мной стоит один из основателей – Константин Бричка, который является многолетним директором клуба. Сейчас наш аэроклуб насчитывает 35 пилотов, которые имеют свои самолеты и летают на них в свое свободное время", – рассказывает Владимир Присяжнюк.

В ангаре аэроклуба стоят самолеты Piper 28-140, Cessna 172, Ан-2, Як-52, Як-55. Кроме того, белоцерковские авиаторы собирают самолеты своими силами. Речь идет о сборе кит-наборов. "Наши ребята уже собрали 5 самолетов, 1 вертолет, сейчас делают еще 2 самолета", – говорит директор аэроклуба "Пилот" Константином Бричка.

Белоцерковские авиаторы собирают самолеты своими силами. Речь идет о сборе кит-наборов.

О перспективах малой авиации свидетельствует строительство нового ангара, которое находится на завершающей стадии. Кроме того, на базе аэродрома и аэроклуба работает две школы пилотов. "Сейчас такие аэроклубы, как наш – это кузница, где куется будущее нашей страны. Сейчас в Украине есть один вуз, который готовит пилотов. Это Харьковский университет Воздушных сил. В Кропивницком есть летная академия, но у нее нет самолетов для летной подготовки, и она заключает договор с аэроклубами, где будущие пилоты и проходят подготовку. Это парадокс", – говорит Владимир Присяжнюк. А Константин Бричка с гордостью уточняет: "Некоторые выходцы из нашего аэроклуба сейчас летают на самолетах Boeing и Airbus. В прошлом году три человека сели за штурвал этих воздушных судов, но начинали здесь. Вначале они получили лицензию приватного пилота (PPL), потом налетали нужное количество часов, подучились и получили лицензию коммерческого пилота (CPL)".

- В чем особенность вашего аэроклуба? – спрашиваем у Владимира Присяжнюка.

- Самое главное – это то, что здесь базируется сборная Украины по аэробатике. Аэробатика – это очень интересный, но редкий вид спорта. Во всем мире им занимается порядка 10 тыс. человек. Сейчас в Украине аэробатикой занимается порядка 30 человек. У меня есть мечта, чтобы сборная Украины по аэробатике стала чемпионом мира. В прошлом году на Чемпионате мира, который проходил в Польше, мы заняли четвертое место. В предыдущие годы мы постоянно занимали третье место. Поэтому нам есть, к чему стремиться.

- А как вы относитесь к инициативе одессита Вадима Громова по использования малой авиации во внутренних перевозках по Украине?

- Это хорошая инициатива. Желаю ему успехов в начинаниях. Но я больше занимаюсь спортом.

Читайте также "Воздушная маршрутка": Даст ли частная инициатива толчок развитию региональной авиации

Президент аэроклуба "Пилот" Владимир Присяжнюк.

Стратегия будущего аэропорта

Тем временем из горсовета возвращается Сергей Кандауров, который с июля прошлого года возглавляет БГАК. Руководитель предприятия немного взволнован. "Встречи в горсовете не всегда проходят гладко. В целом, городской голова положительно относится к нашему предприятию, а вот с депутатским корпусом приходится сложнее. Но мы работаем - подтверждением тому служит наша прибыль. В прошлом году мы показали чистую прибыль около 0,5 млн грн. Но для развития этого недостаточно. Мы хотим донести депутатам и городскому голове, что необходимо вкладывать средства в развитие аэродрома", – говорит Сергей Кандауров.

"Мы будем двигаться к получению статуса аэропорта второго класса, чтобы можно было принимать и пассажиров, и грузы", - С. Кандауров.

- А зачем вкладывать? – уточняем у директора БГАК.

- Сейчас перед нами сейчас стоит очень важная задача – открытие пункта пропуска через государственную границу. За этим процессом последует техническое оснащение аэродрома. Речь идет об установке светотехнического оборудования на полосе. Для этого нужно вложить как минимум 3 млн грн.

- Есть какие-то достижения на этом направлении?

- Мы уже подготовили документы для открытия пункта пропуска, будем их подавать в соответствующие органы. Если к концу году мы решим хотя бы половину этих задач, это будет очень хороший результат, тогда на нашем аэродроме значительно увеличится количество взлетов-посадок и их будет не 45, как в 2015 году, а значительно больше. Авиакомпаниям не нужно будет делать дополнительную посадку в Жулянах или Борисполе, чтобы пройти таможню. Дальше мы будем двигаться к получению статуса аэропорта второго класса, чтобы можно было принимать и пассажиров, и грузы.

- Грузы?

- Вполне возможно. Сейчас у нас нет возможности принимать грузы из-за отсутствия пункта пропуска, таможни и грузового терминала. Если будет первое и второе, то мы сможем обслуживать грузовые самолеты даже без терминала, организовав перегруз прямо в грузовики. Да, это будет временное решение, но впоследствии можно будет построить и сам терминал, если будет спрос на такие перевозки.

Руководитель КП "Белоцерковский грузовой авиационный комплекс" Сергей Кандауров.

Десять лет назад американская компания SolidTeam собиралась строить в Белой Церкви грузовой хаб, но этот проект провалился из-за распрей местных депутатов. "Идея создания центра грузовых авиаперевозок имеет место быть, но без стратегического инвестора она лишена смысла", – говорит Сергей Кандауров.

Помимо открытия пункта пропуска, руководство БГАК стремится определить пути для развития предприятия. "Да, мы прибыльны, но нельзя просто работать, нужно мыслить стратегически. Сейчас мы разрабатываем стратегию развития. Мы пытаемся найти ту нишу, которую может занять наш аэродром, и благодаря которой он будет развиваться", – подытоживает директор грузового авиакомплекса.

Читайте также Грузовой авиахаб на пути с Запада на Восток: какие перспективы у Белой Церкви

Городские власти почему-то забыли включить предприятие в стратегию развития Белой Церкви.

Мещанам не нужна авиация?

Но все инициативы и планы руководства КП "Белоцерковский грузовой авиакомпплекс" упираются в один сложный вопрос – земельный. Часть земли, на которой расположено предприятие, принадлежит соседнему селу Фурсы и распоряжается ею Белоцерковская райгосадминистрация, а еще одна часть – Министерству обороны Украины. "Еще в 2002 году Кабмин принял постановление № 1282, согласно которому военные аэродромы передаются в коммунальную собственность как целостные имущественные комплексы. С тех пор прошло 15 лет, а Министерство обороны до сих пор не передало нам часть земли на территории нашего авиакомплекса. Та же ситуация с районной и областной государственной администрацией, а также с сельским советом Фурсов", – объясняет Сергей Кандауров.

Коммунальное предприятие было создано еще в 2000 году, но до сих пор не может взять контроль над всей землей, на которой оно находится. Для Белой Церкви это не уникальный случай. Земельные споры есть и в других частях города по причине отсутствия четких границ города.

"Любой инвестор вначале интересуется вопросами собственности, особенно земли. А у нас непонятная ситуация с землей. Это сразу отпугивает инвесторов", - С. Кандауров.

 - Как нерешенный земельный вопрос влияет на вашу деятельность? – спрашиваем у Сергея Кандаурова.

- Мы отправляем предложения потенциальным инвесторам, у нас проходят предварительные переговоры. Это компании, которые занимаются авиаперевозками, обслуживанием самолетов. Им интересен наш авиакомплекс. Но любой инвестор вначале интересуется вопросами собственности, особенно земли. А у нас непонятная ситуация с землей. Это сразу отпугивает инвесторов.

- Как можно решить земельный вопрос?

- Для урегулирования земельных вопросов мы должны сделать план застройки. Во-первых, о какой застройке может идти речь, если мы не собираемся ничего строить на данном этапе?! И, во-вторых, для составления плана застройки, необходимо несколько миллионов гривен, у нас нет таких денег. Этот вопрос должен решить городской совет.

А пока БГАК борется за свою землю, городские власти почему-то забыли включить предприятие в стратегию развития Белой Церкви. "В этом документе есть только одна фраза об авиации: "Відстань від Білої Церкви до найбільшого в Україні аеропорту "Бориспіль" становить 120 км". И ни одного слова о том, что у города есть свой аэродром, который тоже может стать аэропортом, пускай и не для регулярных рейсов", – недоумевает Сергей Кандауров.

Слушая руководителя БГАК, на ум приходит герб Белой Церкви, где изображен лук с тремя натянутыми стрелами. Складывается впечатление, что городские власти не знают, какую стрелу нужно пустить первой и куда, и нужно ли вообще стрелять. Один крупный инвестиционный проект в городе уже провалился, теперь привлечь инвестора будет сложнее. Судьба предприятия решается сейчас, любое промедление только усугубляет ситуацию.

"У американцев есть поговорка: возле каждого проскачет лошадь удачи, но не всякий сможет на нее вскочить. Белая Церковь уже пропустила один раз эту лошадь удачи. Я считаю, что городской совет должен определиться, нужен ли этот аэродром, или нет. Если он нужен, тогда мы работаем в одном направлении, если нет – тогда в другом. Нельзя просто закрывать глаза и делать вид, что нас нет", – подытоживает Сергей Кандауров.

Читайте также Авиационный евроремонт: Тренды техобслуживания самолетов в Восточной Европе