Последние два года украинская авиация идет в рост - после грандиозного проседания в 2014 и 2015 годах отечественные авиакомпании и аэропорты показывают хорошие результаты работы. Наращивают обороты региональные аэропорты. Их успехи не остались незамеченными - в Министерстве инфраструктуры даже задумались над созданием региональных авиахабов.

"Наше видение и четкая цель - создание региональных хабов, как минимум - Одессы, Львова и Харькова. Борисполь останется центральным хабом. Нужно, чтобы у регионов была альтернатива по разлету по всему миру и по Европе", - считает министр Владимир Омелян.

Пока действующие авиапредприятия думают, как увеличивать пассажиропоток и завлекать новых перевозчиков, в Украине остается ряд аэропортов, находящихся в запустении. В некоторых случаях собственники уже задумались над их развитием, другие еще только раскачиваются. В текущем году в Украине может заработать как минимум два международных аэропорта. Но это далеко не предел. Мы собрали перечень аэропортов и аэродромов, которые в перспективе могли бы пополнить когорту воздушных гаваней Украины.

ап

(Кликните для просмотра в полном размере)

В ожидании "регулярки"

Полтавская и Николаевская области последний год усиленно работали над восстановлением своих аэропортов. Ожидается, что в мае оба аэропорта начнут принимать чартерные рейсы. Администрация аэропорта Полтава уже договорилась с туроператором Join Up! и авиакомпанией Yanair о запуске рейсов в Анталию. "Когда же состоится первый серьезный рейс из нашего аэропорта, которого все так ждут? Это будет в первую среду после окончательного завершения капитального ремонта аэропорта", - говорят в местной обладминистрации, отмечая, что уже выполнено более 80% ремонтных работ.

Открытие аэропорта Николаев, по всей видимости, вновь будет отложено на несколько месяцев. Тем не менее, недавно в аэропорту стартовал ремонт перрона.

1омелянМинистерская инспекция в аэропорту Николаев

Целая группа аэропортов активно заявила о себе, когда в Украине начались дискуссии о возможности захода Ryanair. Прежде всего, речь идет об аэропортах Белая Церковь и Гостомель. Оба аэропорта сейчас обслуживают только грузовые самолеты, но могут принимать и пассажирские. В Белой Церкви функционирует несколько ремонтных авиапредприятий, а Гостомель является местом базирования крупнейших грузовых самолетов Ан-225 "Мрия" и Ан-124 "Руслан".

Оба аэропорта находятся вблизи Киева и в теории могут стать базами для лоукостеров. Этой идеей заинтересовались даже в правительстве. Премьер-министр Владимир Гройсман летом прошлого года пообещал, что в Гостомеле через полгода появится терминал для бюджетных авиакомпаний. На сегодняшний день эта инициатива не реализована. Что касается Белой Церкви, этот аэропорт работает над открытием международного пункта пропуска. Это увеличит загрузку ремонтных предприятий, а в перспективе может подстегнуть к запуску пассажирских рейсов.

Также были бы рады лоукостерам аэропорты Житомир и Тернополь. К примеру, мэр Тернополя Сергей Надал направил обращение в Ryanair с предложением разместить базу в местном аэропорту. Житомир, ввиду близости к Киеву и хорошего транспортного сообщения, имеет потенциал для привлечения бюджетных перевозчиков. К сожалению, все эти планы остаются на бумаге, а тем временем украинские авиакомпании используют эти воздушные гавани как формальные базы, но рейсы выполняют из других пунктов: Yanair базируется в Житомире, но фактической базой является аэропорт Киев-Жуляны, "Вулкан Эйр" - в Тернополе, но летает по всему миру.

Список новичков могут пополнить аэропорты Сумы и Черкассы. В советский период они обслуживали регулярные рейсы, но сейчас простаивают. В Сумах власти планируют реконструировать взлетно-посадочную полосу и построить новый терминал. Для этого необходимо 25 млн евро. Найдутся ли они у местных властей, вопрос открытый.

2сумАэропорт Сумы

В Черкассах дела обстоят еще хуже. В 2015 году украинский бизнесмен Виктор Полищук (владелец банка "Михайловский" и сети "Эльдорадо") проявлял интерес к реконструкции аэропорта, но заявления так и остались декларациями. Само предприятие находится в затруднительном положении и вынуждено распродавать непригодную технику.

Подготовка к запуску международных рейсов в аэропорту Полтава идет полным ходом.

Аэропорты с ограничениями

Не так давно аэропорты Мариуполь и Ужгород обслуживали регулярные рейсы. Но географическое положение и стечение обстоятельств сыграли с ними злую шутку. Первый аэропорт был закрыт летом 2014 года в связи с боевыми действиями, второй - летом 2016 года из-за окончания срока действия соглашения с соседней Словакией.

Руководство Закарпатья пытается решить вопрос местного аэропорта. В ход идут всевозможные сценарии - поиск инвестора или передача в концессию словацким или венгерским компаниям. Но ни один вариант не был воплощен в жизнь. А пока местные власти приглашают потенциальных инвесторов, Госавиаслужба ведет переговоры со словацкой стороной. Когда будет достигнуто новое соглашение, остается загадкой.

С аэропортом Мариуполь все обстоит гораздо прозаичнее. Полеты прекратились с началом боевых действий на Донбассе, а сам аэропорт превратился в военный штаб. В апреле 2016 года военные освободили здание аэропорта, а уже в мае его планировалось открыть для пассажиров. Но в целях безопасности полеты в Мариуполь не возобновлялись.

Аэропорты Кировоград и Кременчуг сейчас используются либо для учебных полетов студентов Кировоградской летной академии, либо обслуживают малую авиацию и вертолеты. Аэропорт Кировоград в 1990-х и 2000-х годах принимал регулярные рейсы, а в 2010 году был открыт новый терминал. Сейчас он не обслуживает регулярные рейсы.

Аэропорт Кременчуг изначально создавался для приема вертолетов, поэтому его взлетная полоса имеет необычную форму и, по сути, состоит из нескольких круглых площадок. Для обслуживания самолетов ему нужна новая полоса. Собственник в лице Кировоградской летной академии пока не имеет планов строить таковую.

Забыть нельзя возродить

Ряды международных аэропортов в теории могут также пополнить военные аэродромы. Только за минувшие два года местные власти и Министерство инфраструктуры выступили с инициативой реанимировать несколько таких объектов. Это военные аэродромы в Нежине, Луцке (Вышков), Умани, Чернигове (Пивцы). Этот перечень может дополнить аэродром в Лиманском (Одесская область). Идею создания второго аэропорта в Одесской области продвигал Михаил Саакашвили, но после его отставки эта идея угасла. Сейчас на территории аэродрома строится солнечная электростанция.

Перечень будет выглядеть неполным без аэропортов Бердянск, Измаил, Северодонецк, Хмельницкий. Сейчас они либо законсервированы как Измаил, либо находятся в запустении. Эти аэропорты могут улучшить транспортное сообщение некоторых регионов страны. Так, Бердянск может заменить Мариуполь, Измаил может стать хабом для Южной Бессарабии, а Северодонецк заменит временно утраченный аэропорт Луганск.

1077

Аэропорт Хмельницкий

К сожалению, не всем аэропортам повезло с собственниками. Несколько из них благодаря "крепким хозяйственникам" прекратили свое существование. Речь идет об аэропортах Чернигов (Шестовица), Луцк (Крупа), Мукачево. Аэропорты Чернигов и Луцк в советское время принимали регулярные рейсы, но в 1990-х годах оказались ненужными, а их взлетно-посадочные полосы были разобраны.

Судьба аэропорта Мукачево ярко демонстрирует, как хорошие идеи могут потерпеть крах. Аэропорт возник на месте военного аэродрома. В 2000-х у местных властей были грандиозные планы по запуску регулярных рейсов. Но вместо этого плиты аэродрома были сняты, а территория вокруг ВПП покрылась зарослями. В результате область лишилась перспективного объекта. Аэропорт Мукачево имеет более выгодное географическое положение, чем Ужгород, поскольку находится ближе к центру Закарпатья. В нынешней ситуации он мог бы стать хорошей альтернативой Ужгороду. Но не сложилось. Тем временем, в МИУ видят еще одну альтернативу - создание аэропорта в Хусте, который ближе к румынской границе.  

Будет успехом, если хоть один из сценариев возрождения аэропорта на Закарпатье сработает. Применимо это и к Украине в целом - если из планов, озвученных чиновниками всех уровней, заработает даже треть региональных аэропортов, то еще полетаем!

Все, что осталось от аэродрома в Мукачево.