На минувшей неделе под руководством Министерства развития общин и территорий Украины прошел один из этапов общественных консультаций по проекту приказа ведомства "Об утверждении Порядка определения стоимости строительства и применения сметных норм и нормативов и Порядка определения стоимости проектно-изыскательских работ и экспертизы проектной документации на строительство". За этим длинным и запутанным, как для обычного читателя, названием стоит решение важного вопроса, а именно - введение новых, современных норм образования цен строительных работ. Разрабатывал эти нормы ГосДорНИИ, хотя предполагается, что они будут распространяться на всю строительную отрасль, а не только на дорожную. Минрегион намерен имплементировать предложения в той или иной форме до конца мая.

Конкретно для дорожников принятие указанных изменений будет означать существенное упрощение процедур, связанных с ценообразованием, уменьшение трудозатрат как со стороны заказчика (государства), так и со стороны подрядчика, рост прибыли и многое другое. Все это уже используется в международной практике, в частности, в проектах, реализуемых с участием МФО.

Советские нормы как барьер рынка

"В прошлом году у нас была встреча с собственниками компании Strabag. Мы приглашали их зайти на наш рынок. Они спросили, работают ли у нас so called "smeta"? Я ответил, что да. И они сказали, что они уже работали в соседней стране на подготовке к Олимпийским играм, видели, как все происходит, как дальше работают силовые структуры - для них это главный барьер для входа на рынок. Пока у нас есть то, что есть, никакой нормальной конкуренции не будет", - эти слова прозвучали во вступительной речи главы Госагентства автомобильных дорог Александра Кубракова.

Работа по сметам отпугивает очень многих потенциальных участников рынка, а иных заставляет прибегать к мошенничеству.

По его мнению, работа по сметам отпугивает очень многих потенциальных участников рынка, а иных заставляет прибегать к мошенничеству. Он резонно отметил, что, когда компания с лучшим ценовым предложением побеждает на торгах в ProZorro, она понимает себестоимость всех составляющих и предлагает минимальную из приемлемых для себя цену. Это принцип рыночной экономики. "Компания побеждает в тендере, подписывает договор - и на этом рыночная экономика заканчивается и начинаются сметы, начинается игра с цифрами. То есть, есть какая-то, например, средняя отраслевая зарплата (а у большинства компаний она по факту выше, чем в существующих сметах), а есть другое измерение, когда в тендерах ЕБРР заработная плата прописывается такая, как есть на самом деле. Никто не придумывает никакие коэффициенты и не думает, как завысить стоимость материалов, чтобы иметь возможность выплатить людям нормальную зарплату", - говорит Кубраков.

По мнению народного депутата Елены Шуляк, сегодня в украинских нормативно-правовых актах есть множество вещей, которые точно не должны влиять на ценообразование. Например, зависимость прибыли от общепроизводственных, административных и трудовых затрат.

"Также сейчас в системе есть возможность обозначать конкретные марки машин или механизмов, что впоследствии создает поле для манипуляций. Мы также знаем, что сейчас нужно обосновывать каждую составляющую затрат, и это очень трудоемкий процесс, который точно не дает возможности развиваться строительным организациям, усложняет строительные процессы и приводит к чрезмерной зарегулированности в системе", - отмечает нардеп.

Рыночное ценообразование

Что именно обсуждается и в чем суть основных изменений, объясняет директор ГосДорНИИ Артем Безуглый. Он выделяет три основных новации. Первая прописана в пункте 5.1, в котором указано, что цена предложения участника закупки определяется с использованием укрупненных показателей стоимости единицы объема работ. Простым языком, это означает что долгий перечень затрат подрядчика (прямые, общепроизводственные, административные, затраты на временные строения, на зимнее и летнее подорожание, на перевозку работников, командировки, доплаты) больше не будет рассчитываться отдельно.

"Сейчас, когда у нас формируется договорная цена, проводятся взаиморасчеты, - цены на материалы нужно обязательно подтверждать. Ты должен доказывать, купил ли ты их по минимальной цене, какая у тебя транспортная составляющая, откуда ты перевозил. А потом, не дай Бог, окажется, что на каком-то заводе битум был дешевле… Мы понимаем, что подрядным организациям приходится делать огромное количество расчетов, а заказчикам - все это проверять", - констатирует Безулгый.

Долгий перечень затрат подрядчика (прямые, общепроизводственные, административные, затраты на временные строения, на зимнее и летнее подорожание, на перевозку работников, командировки, доплаты) больше не будет рассчитываться отдельно.

Второй революционный, по мнению Безуглого, момент - это введение договорной цены по укрупненным показателям стоимости, что указано в пункте 5.12.1. "Если ты победил на тендере с самой низкой ценой, для нас имеет значение только объем работ, цена за единицу без анализа всех составляющих и, конечно, качество", - объясняет он.

Третье важное нововведение указано в пункте 6.2, который определяет использование международных форм для определения стоимости выполненных работ на этапе, когда проводится взаиморасчет. По словам главы ГосДорНИИ, эти формы уже есть в действующем ДСТУ, но ранее они применялись исключительно для объектов, которые реализовались при участии МФО.

"Но самая интересная история - это то, что у нас прибыль для подрядной организации является регламентированной. Это означает, что есть зависимость от трудозатрат. То есть, если подрядчик использует современные технологии и машины, то трудозатраты у него ниже, а значит и удельный вес прибыли очень маленький. Фактически, даже в договорной цене, у нас прибыль сейчас - меньше 1%. Это недопустимо. Как подрядная организация может за счет этого развиваться? Мы убрали зависимость прибыли от трудозатрат, чтобы подрядчик просчитывал ту экономически обоснованную прибыль, которую он считает нужной. Однако мы установили лимит, выше которого прибыль не может быть, - это 15%. Все-таки мы говорим о бюджетных средствах", - отмечает Безуглый.

При этом глава ГосДорНИИ акцентирует внимание на том, что, параллельно с новой системой ценообразования, будут работать и старые, которые смогут применятся по желанию сторон.

Заместитель министра развития общин и территорий Наталья Козловская говорит, что новые нормы, согласно планам ведомства, быть утверждены до конца мая. Правда, пока неизвестно, в какой форме - как порядок или как нормативы. Решение об этом вскоре должна предоставить Государственная регуляторная служба. "Чтобы качественно собрать мнения экспертов в этой сфере, мы разместили на своем сайте оба обозначенных проекта для общественного обсуждения и сейчас получаем предложения от всех заинтересованных сторон. На конец текущей недели мы надеемся завершить сбор информации по общественному обсуждению", - резюмировала Козловская.

Читайте также Реформа системы: 5 новаций "Укравтодора"